Готовится целый список мероприятий — от ликвидации паспортных очередей до решения проблемы с авто на иностранных номерах. Но насколько они выполнимы?
Документ уже обнародован на официальном сайте главы государства. Он достаточно объемный и содержит целый перечень запланированных мероприятий: от решения вопроса с изготовлением загранпаспортов до открытия дополнительных пропускных пунктов на границе и легализации авто на иностранных номерах.
UBR.ua разбирался, насколько реально воплотить в жизнь пожелания президента, сколько на это уйдет времени и что в итоге получат рядовые граждане.
Выжить без виз
Эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гавриленко, прочитав президентский указ, отметил лишь одно: документ ни о чем, нет никакой конкретики. Следовательно, говорить о реальности его выполнения и каких-то сроках вообще не стоит.
В то же время руководитель секретариата, главный эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Александр Забловский отметил, что президентский указ предусматривает указание стратегических направлений. А конкретную законодательную базу для их реализации должны наработать правительство, Верховная Рада, различные министерства и ведомства. Понятно, что быстро этого не сделать — на реализацию уйдет в лучшем случае, несколько месяцев.
Согласно указу, Кабмин безотлагательно должен решить следующие вопросы:
Сейчас проблема получения паспорта стоит более чем остро. Украинцы массово атакуют паспортные конторы. К примеру, в Киеве в среднестатистической фирме, которая берется помочь с оформлением паспорта, нужно выстоять в очереди из 200-300 чел., чтобы только подать документы. Стоимость услуги стартует от 1 тыс. грн., но, пользуясь ажиотажем, паспортисты все чаще требуют платить по срочному тарифу — 1,5-1,7 тыс. грн.
Но, как рассказал Забловский, есть и хорошая новость: и Миграционная служба, и специализированные конторы начали работать над этой проблемой до президентского указа. И в скором времени очереди за паспортами должны если и не исчезнуть, по, по меньшей мере, уменьшится.
В этом сегменте особого "пожара" и так быть не должно. Готовясь к безвизу, перевозчики и так планомерно увеличивали количество рейсов в Европу. Скажем, МАУ анонсировала распродажу билетов по 500 грн., Ryanair начал продавать места в своих самолетах по 20 евро еще весной.
Не отстают от авиаторов и железнодорожники. "Укрзализниця" запустила несколько поездов в польские Перемышль и Хелм, которые являются своего рода перевалочными пунктами по пути в большую Европу.
Растет и число автобусных маршрутов. Busfor, к примеру, объявил о масштабной распродаже билетов от 400 грн.
Этого транспорта может не хватить только в случае очень большого ажиотажа.
Граница на колесах
Чиновникам предстоит также создать удобные условия для пересечения государственной границы, в частности: обеспечить реконструкцию пунктов пропуска через границу, их бесперебойную работу.
В том числе, рассмотреть возможность увеличения количества полос для авто, открытия новых пунктов пропуска, оборудование их скандирующими системами (первым под новшества попадет пункт "Новые Яриловичи").
Что-то делать с ситуацией на границах однозначно нужно. Даже сейчас людям приходится выстаивать в очередях по 5-10 часов, чтобы попасть в вожделенную Европу. Если поток путешественников увеличится, очереди могут стать еще больше. Неудовлетворительной организацией контроля с украинской стороны недовольны европейские пограничники, в частности, недавно об этом заявили поляки.
Отдельным пунктом в указе прописано задание для властей принять меры для немедленного урегулирования ситуации с эксплуатацией в Украине подержанных авто с иностранной регистрацией.
По сути, это приговор рынку авто с иностранными номерами, которых сейчас по дорогам Украины колесит, по разным подсчетам, от 500 тыс. до 1,5 млн. Цены на них стартуют с 1,5-2 тыс. евро, что привлекает небогатых украинцев.
Попытки бороться с авто на иностранных номерах уже предпринимались. В Верховной Раде зарегистрировано несколько законопроектов, предлагающих схемы легализации такого транспорта. Больше всего сторонников у идеи, согласно которой владелец авто на иностранных номерах платит за каждый день его эксплуатации в Украине порядка 2 евро.
"Но нужно понимать, что даже если такую схему узаконят, водители будут искать различные лазейки, чтобы не платить. В этом вопросе лучше действовать методом пряника, а не кнута. Все равно администрирование взимания плат настолько громоздкое, что контролеры з всем не уследят", — говорит Забловский.
А глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко анонсировал подачу в парламент законопроекта, предусматривающего отмену 10% ввозной пошлины на все авто. Если его примут, оформление машин заметно подешевеет.