|
По итогам 2010 года туристические компании вышли на докризисный уровень перевозок, но пока не доходов.
По оценкам крупнейшего отраслевого объединения Ассоциации лидеров турбизнеса Украины, многие компании в 2010 году работали с минимальной прибылью: они были вынуждены снизить цены после падения туристического потока в 2009 году и существенно увеличить затраты - в частности, на рекламу. В ближайшее время повысить цены им будет крайне сложно - потребительская способность остается низкой, признают операторы.
По данным ассоциации, объем продаж туристических услуг в летний сезон 2010 года вырос на 25% по сравнению с прошлым сезоном, в частности, спрос на путевки в Турцию вырос в этом сезоне на 15-20%, Хорватию и Болгарию - на 30%.
Впрочем, рост числа туристов пока не означает аналогичного увеличения доходов операторов.
Из-за значительного падения турпотока в кризисном 2009 году операторы были вынуждены снизить цены - средний чек на массовых направлениях уменьшился на 10-15%. Поднять цены не удалось и в текущем году. «В этом году многие компании смогли увеличить прибыль на 10-15%, но это рост на фоне падения доходов на 30-50% в 2009 году. По оценкам специалистов, около 90% крупных туроператоров в 2010 году работали на грани рентабельности.
Одной из основных причин снижения доходов участники рынка называют ценовые войны. Зачастую, вместо того чтобы зарабатывать деньги, крупнейшие туроператоры конкурируют друг с другом ценовыми методами. В результате остальные игроки едва сводят концы с концами. Конкуренцию обостряют мелкие и средние компании, готовые работать практически в убыток, лишь бы остаться на рынке.
Возросли и затраты компаний. После падения рынка в 2009 году многие операторы были вынуждены увеличить затраты на рекламу. По словам директора группы компаний Kandagar Бориса Зелинского, его компания увеличила маркетинговый бюджет на 50-70%, а фонд зарплат - на 50% в связи с привлечением специалистов по маркетингу.
По оценкам специалистов, в 2011 году операторы вряд ли смогут значительно поднять цены, в том числе летнем сезоне, на который приходится более 60% оборота операторов. Цены могут повышаться в случае роста покупательской способности или уровня инфляции - например, если будут дорожать авиабилеты или проживание в отелях.
Источник - «Коммерсантъ-Украина»