СКОРО
Данное действие недоступно до подтверждения Вашего аккаунта администрацией портала.
14 Февраля 2012

Анализ изменений в Законе Украины "О туризме" принятых 09.02.2012 года

Анализ изменений в Законе Украины "О туризме" принятых 09.02.2012 года

Как сообщалось ранее, 9 февраля 2012 года Верховная Рада приняла Закон о внесении изменений в Закон Украины "О туризме" (законопроект №7097).

 

Как мы и обещали, публикуем анализ изменений.

 

На наш взгляд, нововведения, в первую очередь, направлены на защиту прав потребителей туристических услуг, а так же вносят значительные коррективы в вопросы распределения ответственности между субьектами туристической деятельности.

 

Итак, давайте посмотрим, что же изменилось.

Закон "О туризме" дополнен новой статьей 19¹, которой усовершенствован порядок информирования потребителей (туристов) об условиях оказания туристических услуг.

 

Статья предусматривает, в частности, что информация об условиях предоставления туристических услуг, которую туроператор (турагент) распространяет до заключения договора на туристическое обслуживание, должна предоставляться (доводиться) в доступной, наочной форме, быть разборчивой, понятной. Законом расширяется и детализируется перечень сведений, которые должны предоставляться туристу до начала путешествия.

 

Это, такие сведения:

 

1) место предоставления туристических услуг, программа туристического обслуживания; 

 

2) характеристика транспортных средств, осуществляющих перевозки, в частности их вид и категория;

 

3) характеристика отелей и других объектов, предназначенных для предоставления услуг по временному размещению, в том числе место их расположения, категория, сведения о подтверждении соответствия услуг гостиницы установленным требованиям, сроки и порядок оплаты гостиничного обслуживания;

 

4) виды и способы обеспечения питания во время туристической поездки;

 

5) минимальное количество туристов в группе (если такое условие предусмотрено), а также информирование туриста о том, что туристическая поездка не состоится из-за недобора группы, не позднее, чем за три дня до начала туристической поездки;

 

6) цена туристических услуг.

 

Так же, до заключения договора на туристическое обслуживание, потребитель туристического продукта должен быть проинформирован о:

 

1) основных требованиях к оформлению въездных / выездных документов (паспорт, разрешение (виза) на въезд / выезд в страну временного пребывания), в том числе сроках их оформления; 

 

2) медицинских предостережениях касающихся осуществления туристической поездки, в частности противопоказаниях из-за определенных заболеваний, особенностей физического состояния и возраста туристов, а также условиях безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;

 

3) туроператоре (турагенте), его местонахождении, почтовых реквизитах, контактных телефонах, наличии лицензии на осуществление туристической деятельности, сертификатов соответствия и других сведениях в соответствии с законом о защите прав потребителей;

 

4) руководителе группы и средствах связи с ним в случае осуществления туристической поездки за границу или пребывания за границей несовершеннолетнего и / или малолетнего с целью установления законными представителями несовершеннолетнего или малолетнего лица прямой связи с ним;

 

5) времени и месте промежуточных остановок и транспортных сообщений и категории места, которое потребитель будет занимать в определенном виде транспортного средства;

 

6) видах и тематике экскурсионного обслуживания, порядке осуществления встреч и проводов, сопровождении туристов;

 

7) состоянии окружающей среды, санитарном и эпидемиологическом благополучии;

 

8) названии, адресе и контактных телефонах представительств туроператора или организации (организаций), уполномоченной туроператором на принятие жалоб и претензий туристов, а также адреса и телефоны дипломатических учреждений Украины в стране (месте) временного пребывания или местных служб, к которым можно обратиться в случае возникновения трудностей во время туристической поездки;

 

9) порядке обеспечения туроператором обязательного и / или добровольного страхования туристов, размере, порядке и условиях выплаты страхового возмещения, а также возможности и условиях добровольного страхования расходов, связанных с расторжением договора на туристическое обслуживание по инициативе туриста, страховании имущества;

 

10) размере финансового обеспечения туроператора (турагента) на случай его неплатежеспособности (банкротства) и о кредитное учреждение, которое предоставило такое обеспечение ».

 

Также изложена в новой редакции статья 20 Закона Украины "О туризме", которой определены основные требования к договорам в туристической сфере. В соответствии с определением предмета договора на туристическое обслуживание, которое содержится в указанной статье, по договору на туристическое обслуживание одна сторона (туроператор, который заключает договор непосредственно или через турагента) обязуется оказать по заказу другой стороны (туриста) комплекс туристических услуг (туристический продукт), а турист обязуется оплатить его.

Напомним, что действующая редакция статьи 20 Закона "О туризме" содержит несколько иное определение предмета договора на туристическое обслуживание: "По договору на туристическое обслуживание одна сторона (туроператор, турагент) за установленную договором плату обязуется обеспечить оказание по заказу другой стороны (туриста) комплекса туристических услуг (туристический продукт)".


Таким образом, следует ожидать значительного сокращения случаев заключения туроператорами с турагентами договоров комиссии или других видов договоров, в соответствии с которыми турагенту предоставляются полномочия (возможность) заключать договоры с туристами не от имени туроператора, а от своего имени.


Аналогичные изменения коснулись вопроса определения лица, которое несет ответственность перед туристом по договору на туристическое обслуживание. Так, в соответствии с ч.12 ст.20 Закона "О туризме" в новой редакции ответственность по договору на туристическое обслуживание переду туристом несет именно туроператор, в то время как в первоначальной редакции законопроекта №7097 содержалась иная формулировка: "туроператор (турагент) несет перед туристом в полном объеме ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора". 

Также законом определено, что туроператор или турагент вправе отказаться от исполнения договора при условии полного возмещения заказчику убытков, подтвержденных в установленном порядке и причиненных вследствие расторжения договора, кроме случая, если это произошло по вине туриста.

 

При этом в ст.20 Закона в новой редакции определены случаи, при которых туроператор освобождается от ответственности перед туристом по договору.

 

Это такие случаи:

 

1) нарушение условий договора на туристическое обслуживание произошло по вине туриста; 

2) неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора на туристическое обслуживание произошло по вине третьих лиц, не связанных с оказанием услуг, перечисленных в этом договоре, и ни одна из сторон об их наступлении не знала и не могла знать заранее;

3) неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора произошло вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств или является результатом событий, которые туроператор (турагент) и прочие субъекты туристической деятельности, которые оказывают туристические услуги, включенные в туристический продукт, не могли предусмотреть.

 

Так же статьей 20 определено, что турист вправе отказаться от исполнения договора на туристическое обслуживание до начала туристической поездки при условии возмещения туроператору (турагенту) фактически произведенных им документально подтвержденных расходов, связанных с отказом.

Изменения, внесенные в статью 20 Закона "О туризме" не коснулись определения вида договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Так, в соответствии с той же 20-й статьей Закона, права и обязанности, ответственность сторон и другие условия договора между туроператором и турагентом определяются в соответствии с общими положениями об агентском договоре, если иное не предусмотрено договором, который заключен между ними, а также этим Законом. Тем не менее, учитывая описанные выше изменения в части конкретизации лица, у которого по договору на туристическое обслуживание возникают обязательства по предоставлению туристических услуг и которое несет ответственность за нарушение таких обязательств, следует ожидать, что агентский договор еще более прочно войдет в практику работы субъектов туристической деятельности.



Статья   19¹ предусматривает, что туроператор (турагент) обязан соблюдать условия предоставления комплекса туристических услуг, о которых был проинформирован потребитель до заключения договора на туристическое обслуживание, кроме случаев, когда об изменении таких условий известность потребителя до заключения договора или если изменения внесены на основании соглашения, заключенного между сторонами договора.

 

Однако в статье 20, по прежнему имеется норма, согласно которой, если во время выполнения договора на туристическое обслуживание туроператор не в состоянии оказать значительную часть туристического продукта, по которому согласно договору на туристическое обслуживание стороны достигли согласия, туроператор должен с целью продления туристического обслуживания принять альтернативных мер без возложения дополнительных расходов на туриста, а в случае необходимости возместить ему разницу между предлагаемыми услугами и теми, которые были предоставлены.  В случае невозможности осуществления таких мероприятий или отказа туриста от них туроператор обязан предоставить ему без дополнительной оплаты эквивалентный транспорт для возвращения в места отправления или иного места, на которое согласился турист, а также возместить стоимость предоставленных туроператором туристических услуг и выплатить компенсацию в размере, определенном в договоре по договоренности сторон.

 

Каждая из сторон договора на туристическое обслуживание до начала туристической поездки может требовать внесения изменений в этот договор или его расторжения в связи с изменением существенных условий договора и обстоятельств, которыми они руководствовались при заключении договора, в частности в случае: 

 

1) ухудшение условий туристической поездки, изменения ее сроков; 

 

2) непредвиденного повышения тарифов на транспортные услуги;

 

3) введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов, других обязательных платежей;

 

4) существенного изменения курса гривны к иностранной валюте, в которой выражена цена туристского продукта;

 

5) договоренности сторон.

 

Также анализируемым законом изменены условия, сроки и порядок возможного пересмотра стоимости туристических услуг. Так, в соответствие с ч.5 ст.20 Закона изменение цены туристического продукта после заключения договора на туристическое обслуживание допускается только в случае необходимости принятия во внимание изменения тарифов на транспортные услуги, введения новых или повышения действующих ставок налогов и сборов и прочих обязательных платежей, изменения курса гривны к иностранной валюте, в которой выражена стоимость туристического продукта. Изменение цены туристического продукта возможно не позднее, чем за 20 дней до начала путешествия. При этом увеличение цены турпродукта не может превышать пяти процентов его первоначальной цены. В случае если цена туристического продукта выше первоначальной цены на пять процентов, турист имеет право отказаться от выполнения договора, а туроператор (турагент) обязан вернуть ему ранее оплаченную сумму (ч.6 ст.20 Закона).

 Анализируемым Законом определены существенные изменения условий, которые дают основания сторонам требовать внесения изменений или расторжения договора, а частью 8 ст.20 определено, что туроператор (турагент) обязан не позднее чем через один день со дня, когда ему стало известно об изменении обстоятельств, которыми стороны руководствовались во время заключения договора на туристическое обслуживание, и не позднее, чем за три дня до начала туристического путешествия сообщить туристу о таком изменении обстоятельств с целью предоставления ему возможности отказаться от выполнения договора без возмещения ущерба туроператору (турагенту) или внести изменения в договор, изменив цену туристического обслуживания.

 

Эксперты позитивно оценивают поправки к Закону "О туризме" и уверены, что вскоре, на практике, все субьекты туристической деятельности так же смогут положительно оценить нововведения. 

 

Желаем Вам благодарных и верных туристов! 

 

Австор: Светлана Чернер

 

По материалам:  Киевского центра поддержки и развития бизнеса КЦПРБ


Просмотров: 10182
Читайте также:
К нам присоединились:
Черкаси
Директор
Полоскун-тур
Директор
Корал Тревел
Фахівець
Join Up
менеджер



Поиск публикаций
Введите слово для поиска нужной вам публикации.