Уважаемые коллеги!
Количество специалистов в выездном туризме в ближайшие 3-5 лет может сократиться почти в 2 раза.
Причинами этого являются объективные процессы, которые прямо сейчас происходят вокруг нас.
Причина №1. Укрупнение игроков на рынке.
Слияние туроператоров, развитие ними своих дилерских сетей, укрупнения франчайзинговых сетей, появление новых форм объединений агентов – все это мы наблюдаем регулярно последние годы. Этот процесс будет еще более динамичным. Для него есть все предпосылки и опыт России, Европы и США также свидетельствует, что игроки на рынке будут наращивать мощности за счет укрупнения и объединения.
Как правило, крупный игрок может увеличивать свою эффективность, отдавать часть бизнес-процессов на аутсорсинг, автоматизировать процессы. То есть – он фактически нуждается в меньшем количестве персонала для выполнения большего объема работ.
Компании, которые не обладают уникальной стратегией, продуктом и достаточными ресурсами и при этом не имеют желанию вступать в сеть станут постепенно неконкурентоспособными. А для начала – просто «незаметными» на рынке. Их «потуги» в рекламе забьет мощный поток информационных сообщений крупных игроков. Это подтолкнет их сначала к сокращению персонала, потом к уходу с рынка.
Причина №2. Интернет и самостоятельные путешественники.
Эти 2 понятия взаимосвязаны. Сначала появились самостоятельные путешественники. Потом им на помощь пришли интернет-ресурсы. Они становятся все удобнее, понятнее и надежнее. И клиент, склонный к самостоятельности и экономии, постепенно уходит от традиционных агентств. Тем самым оставляя часть сотрудников турфирм без работы. Этот процесс будет углубляться и с развитием ресурсов, расширением мощностей интернет, увеличением количества кредитных карт у населения, приходом во взрослую жизнь поколения, выросшего не на личном общении, а в гаджетах и сети. Если раньше классическое турагентство было заодно местом пообщаться, а менеджеры ассоциировали себя практически с психологами, то новое поколение ограничивает свое живое общение и предпочитает задавать вопросы сообществу или роботу, а не конкретному человеку.
Причина №3. Падение покупательской способности населения Украины.
Тенденции последних лет, как бы бодро не рапортовали чиновники, говорят о том, что лучше жить становится только узкой прослойке граждан Украины. Почти 80% своего дохода население Украины тратит на еду, жилье и коммунальные услуги. И если значительного роста экономики не будет, то население будет в последнюю очередь тратится на путешествия. Туризм - это не товар/услуга первой необходимости. Сначала будут ездить реже, потом, дешевле, потом по Украине, потом виртуально перед экраном монитора…
Это будет также вызывать отток клиентов у турфирм, а за оставшихся платежеспособных будет еще более яростное сражение крупных игроков. В том числе и на ценовом поле.
Итак, как предрекают аналитики, каждый второй специалист должен будет уйти с рынка. Процесс ухода будет выглядеть так. Сначала – переход в другую компанию, в которой платят больше. Если "здесь" нет клиентов, то там-то они есть? Но беда в том, что другая компания, перекупая менеджера надеется, что он придет со своими клиентами и спасет ситуацию. А он приходит практически один. И хочет обслуживать клиентов компании, которая, раз готова платить больше, значит и с клиентами у нее все в порядке… После двух-трех перемен мест, приходит умное решение (все чаще слышу его с разных сторон) – "туризм себя изжил", или "я здесь знаю все – пойду осваивать новые отрасли" или еще как-то. Вот так фигура уходит с шахматной доски.
По идее, должны остаться те, кто лучше приспосабливается к изменяющимся условиям. Об это еще дедушка Дарвин писал.
Чтобы к ним приспосабливаться – нужно двигаться быстро, принимать решения быстро, иметь команду, в которой нет сопротивления изменениям, постоянно наблюдать за процессами, происходящими вокруг.
Ну, и конечно, иметь свою стратегию развития и повышения своего профессионализма.
Какую стратегию выбрать именно вашей компании? Кто такой профессионал и какими инструментами он пользуется ежедневно? Как определить уровень профессионализма и ценность его действий и результатов для клиента и компании?
Ответы на эти вопросы я попыталась изложить в своей книге "Роскошный сервис в туризме. Настольная книга менеджера по работе с VIP клиентами”.
Эта книга одна из первых попыток создать стандарты работы специалистов в компаниях, занимающихся выездным туризмом. Единственная в своем роде на территории СНГ. Я постаралась включить в нее минимум “воды” – максимум практики от практика. Извините за тавтологию :)
Будьте успешны! Туризм стоит того!
Пишите, задавайте вопросы zabugor@zabugor.com.ua
Алексеева Юлия
Управляющий партнер ZABUGOR.COM