Когда приходит очередная волна кризиса, немало толковых специалистов становятся не сильно занятыми. И помня о том, что кризис – это не только угрозы, но и возможности, решаются начать собственный бизнес.
Очень привлекательным для активных, мыслящих, опытных людей кажется бизнес туристический.
Какие аргументы в пользу данного выбора я слышу от них чаще всего.
Во-первых, легкость входа в бизнес – практически минимум документов, минимальные вложения. В принципе, через месяц после того, как эта идея пришла в голову, уже можно начинать обслуживать клиентов.
Во-вторых, видимая легкость ведения бизнеса. Все же путешествовали, что там непонятного? Ищи клиентов, бронируй для них услуги, получай деньги.
В-третьих, творческая составляющая процесса: можно что-то придумывать, создавать интересные путешествия, самому колесить по миру, знакомиться с разными людьми.
В-четвертых, достаточно небольшие стартовые инвестиции. Если конечно, не забывать, что на точку безубыточности обычно выходят на втором году жизни и инвестиции получаются растянуты во времени. Но, тем не менее.
Ну и наконец, скорее всего бизнес очень рентабельный, иначе как могли бы выживать столько турфирм – в каждом доме минимум 2 агентства.
Не думайте, что я сейчас буду развенчивать эти мифы, рассказывать обратную сторону – о которой за многие годы узнала не мало. Я верю, что дорогу осилит идущий и дилетантам в новом бизнесе иногда гораздо легче, чем "профессионалам, которые все знают". Я просто хочу дать несколько советов, на что стоит обратить внимание тем, кто все-таки решится заняться туристическим бизнесом.
Сейчас есть отличная возможность недорого купить туристическое агентство. Буквально выкупив их долги, которые накопились за месяцы низкой активности, связанной с событиями в Украине. Да еще и в рассрочку. Реально желающих продать свою турфирму сейчас сотни. Просто в Украине нет инструмента для профессиональной продажи бизнеса, а информировать это решение широко – не очень принято. И это не только стартапы, которые родились в 2013 году и не успели взлететь до начала кризиса, но и компании с солидным опытом на рынке.
Что у них покупать? Клиентскую базу (обязательно проверить ее актуальность обычным выборочным прозвоном), базу договоров с партнерами, технологию работы с клиентами, нематериальные активы – разрешительные документы, торговые знаки, сайты, франшизу, CRM и другое программное обеспечение, материальные активы – стулья, столы, компьютеры и др. Больше у среднего турагентства покупать нечего. Часто "продажным аргументом" владельцы бизнеса считают своих профессиональных менеджеров, директора. Но, как вы понимаете, что это очень ненадежный актив. Никто не даст гарантии, что вы с ними или они с вами сработаются. А рабство отменили.
Покупая готовое агентство, вы проскакиваете этап бюрократических процедур и мучительного ожидания первых клиентов. Но, конечно, получаете много других нюансов, например, сопротивление коллектива инновациям и др.
Следующий совет касается выбора модели бизнеса, которую вы будете реализовывать. Дело в том, что прямо сейчас туристический рынок очень сильно меняет правила игры, облик, основных игроков. И пытаться сейчас копировать модели работы агентств, которые вполне возможно доживают свой век и сами ищут кому продаться не совсем правильно. Я посвятила отдельную статью в своем блоге трендам туристического рынка и уверена, что какие-то мысли она вам подкинет.
Что нужно сделать для того, чтобы выбрать лучшую модель.
1. Изучить все имеющиеся модели. Для этого пообщаться с практиками, почитать статьи на эту тему, посетить несколько успешных и не очень компаний. Съездить в Америку для изучения технологии работы турагентств. Это будет лучшей инвестицией. Мы отстаем от них на несколько лет, но это будет означать, что вы вкладываете в будущее, а не в прошлое и уходящее.
2. Ответить на вопрос: в чем лично мои таланты. Что лучше всего у меня получается делать, от чего я получаю наибольшее удовольствие? И попытаться это сделать основой своего бизнеса. Например, вы больше всего любите путешествовать с друзьями. У вас здорово получается все организовывать, продумывать, и вдобавок, вы еще интересный собеседник и надежный попутчик. Есть модель турагентства, когда владелец несколько раз в год собирает группы единомышленников и колесит с ними по белу свету. На этом и зарабатывает. Потом находит еще парочку таких же, делят расходы на офис и т.д. и продолжают в том же духе. Такой себе Lifestyle business. Не очень просто его масштабировать, но как вариант для самозанятости и получения опыта отличный.
3. Следующий вопрос: кто ваш клиент. Сразу предупреждаю, что многие турфирмы открываются с мыслью – у меня много путешествующих друзей, они все станут моими клиентами. Это большая иллюзия. Ваши друзья станут вашими клиентами одними из последних. Они-то точно знают, что у вас нет опыта в туризме. И придется потратить немало времени, чтобы их убедить в обратном. Не включайте доход от них в свой бизнес-план.
4. Какую именно задачу клиента вы планируете решить? Реально ли эта задача стоит на повестке дня у клиента? Чем вы будете отличаться от 8000 других турагентств в решении этой задачи?
5. На чем вы будете зарабатывать? Клиент готов платить только за то, что считает ценным для себя. Какую ценность вы планируете создавать?
Это, конечно, не все вопросы. Но без ответов на эти – будет сложно двигаться.
Если вы приходите в эту сферу вообще не из туризма, то чтобы понять как здесь все работает, хорошо бы привлечь в качестве консультанта опытного специалиста. На туристическом рынке я не видела людей, которые именно консалтингом для владельцев турбизнеса зарабатывают на хлеб. Но есть множество реально опытных, умных специалистов, которые на определенных условиях станут вашими внешними консультантами.
Я не очень рекомендую "перекупать" их к себе в штат, потому что они много лет работали в той модели бизнеса, которая была успешна, но сейчас она уходит в прошлое. И не все готовы ее так просто отпустить и перестроиться. "Зону комфорта" никто не отменял. И вам придется часто бороться с сопротивлением этого гуру и его доводами "так никто не делает". Одно дело, когда это совет, который можно выслушать и пренебречь им, если не согласны, а другое, когда вам нужно переубеждать своего сотрудника.
Чтобы выбрать такого консультанта, нужно смотреть не только на бренд за его спиной, но и какой вклад лично он сделал в создание этого бренда и его технологий.
Например, технология работы с клиентом. Спросите его, что он об этом знает. Какие инструменты применяет. А чтобы самому иметь идеальную картинку в этой области, рекомендую прочитать мою книгу "Роскошный сервис в туризме. Настольная книга менеджера по работе с ВИП клиентами". В ней как раз описаны и инструменты, и технологии и должностные обязанности менеджеров турфирм.
Честно говоря, это далеко не все советы, которые я хотела бы дать тем, кто решается сейчас заняться турбизнесом.
Если вас это заинтересует, напишите мне на zabugor@zabugor.com.ua и остальные советы появятся в следующих статьях!
Успехов и процветания!