СКОРО
Данное действие недоступно до подтверждения Вашего аккаунта администрацией портала.
12 Декабря 2017

От основателя Otpusk.com: регистрация торговой марки в турбизнесе

От основателя Otpusk.com: регистрация торговой марки в турбизнесе

Те, кто открывал собственный бизнес, знают что многие важные решения принимались по принципу «сделаем когда заработаем денег». А когда заработали первые деньги, то отложили важные вопросы до первых больших денег, и так далее. В этой статье мы поговорим о том что необходимо делать вначале, а именно о торговых марках. Зачем регистрировать торговую марку? Нужно ли это делать в туристическом бизнесе? Когда это нужно делать?  Чем может грозить вашему бизнесу другой бизнес с аналогичной торговой маркой.

На все эти вопросы ответит основатель известного туристического сайта Otpusk.com – Андрей Ковнир. Сейчас эта тема как никогда близка и он готов поделиться своим опытом.

Сделаем небольшое отступление для тех, кто не слышал об этой компании. Эта информация поможет понять масштабы вопроса о регистрации ТМ (торговой марки).

Otpusk.com – сайт, который любят туристы и турфирмы. Путешественники ищут и сравнивают туры, а турагентства размещают на нем рекламу и получают заявки. Ресурсу уже 15 лет и все это время сайт работал на домене www.otpusk.com, а домена otpusk.ua у компании не было.

На других своих проектах (www.turpravda.ua, www.mandria.ua, CRM-система www.moituristy.ua и студия разработки ODEV.io) Андрей не допустил прежнюю ошибку и построил прочную базу для бизнеса в самом начале пути.

Добрый день, Андрей! Расскажите вкратце историю создания бренда Otpusk. Приходилось ли отстаивать свои права/бренд?

История бренда Отпуск началась в 2002 году, когда регистрация доменов в Украине стала платной. Многие этого даже не знают, но до 2002-го любой мог зарегистрировать домен *.com.ua или *.kiev.ua совершенно бесплатно, нужно было только знать, как оформить заявку и куда «запарковать» домен. Конечно, все интересные имена были заняты прыткими сисадминами, которые умели это делать, регистрировали «на всякий случай». В 2002-м году регистрация стала платной, и сисадмины не стали продлевать купленные домены. В один день освободились десятки тысяч красивых имён. Настало время прытких предпринимателей, которые уже платно зарегистрировали десятки тысяч освободившихся красивых имён. Я тоже воспользовался этой волной и зарегистрировал около 10-ти доменов под возможные будущие проекты. Среди них был и otpusk.com.ua, хотя туристический проект тогда был еще только в идеях.

Когда в 2003 году идеи начали оформляться в четкие планы, мы с отцом выбрали для нового проекта домен otpusk.com.ua. Домены в зоне UA тогда были редкой экзотикой, процедура получения торговой марки была бюрократизированной и дорогой, поэтому мы даже не рассматривали этот вариант.

Параллельно довольно интересная история вышла с доменом otpusk.com. По этому адресу находился какой-то страшненький туристический каталог. Было очевидно, что сайтом никто не занимается, но мои попытки связаться с владельцем не увенчались успехом. В начале 2005-го года, владелец, очевидно, забыл его продлить, и домен выхватил какой-то американский киберсквоттер. В те времена киберсквоттерство было бизнесом для многих не только в США. Если вы не оплатили домен вовремя, киберсквоттеры за считанные секунды автоматически регистрировали домен на себя. А потом уже разбирались, что с ним делать. Домен был выставлен на продажу за $900. Но американец не понимал, что имя созвучно с популярным русским словом. Поэтому мне удалось убедить его, что домен не стоит тех денег, и я выкупил его всего за $150. Спустя время, мы сделали этот домен основным для сайта Отпуск.

И до сегодняшнего дня сайт работает на этом домене? А что за ситуация с Otpusk.ua?

Торговую марку Отпуск я подавал на регистрацию сам. Помню, много читал, но все равно пришлось ездить в Укрпатент 3 раза прежде чем заявку приняли. Стандартная процедура занимала долгих 2 года (сейчас — 1-1,5 года). Ускорение регистрации было каким-то полулегальным и очень дорогим, да я и не боялся, что кому-то может понадобится такая торговая марка, поэтому не ускорял. Но оказалось, что я был не прав.

Через 2 года, когда я получил письмо из Укрпатента о регистрации торговой марки, оказалось, что за пару месяцев до меня крупный издательский холдинг подал на регистрацию похожую торговую марку, да еще и по ускоренной процедуре. И соответствующий домен был уже зарегистрирован. Смысла торговаться за домен не было. Очевидно, что суммы, которые я тогда мог предложить, были бы для них несущественными.

Сайт на домене otpusk.ua появился не сразу. Но когда появился, владельцы пытались раздувать посещаемость и искать рекламодателей. Это длилось пару лет, но, видно, издательский бизнес существенно отличается от интернет-бизнеса, поэтому из этого ничего не вышло. Наш Otpusk.com рос, переживал взлеты и кризисы, но все эти годы отсутствие домена otpusk.ua было как бельмо в глазу. Люди ошибались адресом, к нам залетали письма, адресованные otpusk.ua, а к ним, наверное, наши. Сколько человек попадали на otpusk.ua при вводе адреса в браузера, сложно посчитать. По косвенным методам — пару сотен человек в день. Не так много, но и не мало, учитывая сколько лет подряд это продолжалось.

Какие шаги вы предпринимали? Как в итоге Otpusk.ua стал вашим?

«Если долго сидеть на берегу реки, то однажды увидишь, как трупы твоих врагов проплывают по ней». Со временем издательский бизнес стал убыточным, и встал вопрос о закрытии некоторых его частей. Холдинг продавал туристическое направление, и направление недвижимости, оставляя у себя автомобильную тему, которая у него была сильнее. Нам позвонили, и не очень вежливо предложили купить домен otpusk.ua. В результате переговоров сошлись на небольшой шестизначной гривневой сумме. От себя скажу, что это была выгодная сделка, я был готов заплатить больше. Но, учитывая отсутствие других покупателей, договорились так, как договорились. Сейчас обсуждаем, будем ли мы переходить на этот домен как основной, или останемся на www.otpusk.com.

Андрей, поделитесь своим мнением: турфирмам Украины стоит зарегистрировать свой бренд? Какие рекомендации по этому поводу?

Эта история научила меня важному правилу — нельзя строить большой бизнес на шатком фундаменте. Чем больше ваш бизнес, тем важнее, чтобы все его основания были прочными и надежными. Ведь, согласитесь, потерять известную торговую марку намного больнее, чем не раскрученную. И поменять название через 10 лет работы сложнее, чем через год. В среде турфирм это особенно важно. На Отпуске зарегистрировано 7 турфирм с названием «Sun Travel» и еще 5 «Sunny Travel». Очевидно, что только одна из них когда-нибудь сможет стать крупным бизнесом под этим названием, остальным придется его сменить.

Владельцам турфирм советую прямо сейчас:

  1. Проверьте своё название в зоне *.com.ua, а также *.ua и *.com. Проверьте также свою региональную зону. Если вы вводите домен в строку адреса и сайт не открывается, то это не значит что домен не зарегистрирован. Украинские домены бесплатно проверяем здесь https://hostmaster.ua/?domadv . Зарубежные здесь https://www.imena.ua/site/ua/domains/whois. Проверяйте различные написания, с тире и без тире. Национальный домен *.укр пока не стоит внимания. А вот международный *.travel уже используют многие украинские туристические сайты.

  2. Торговую марку можно проверить бесплатно здесь http://base.uipv.org/searchBul/. Вверху в поле БД выбирайте «Відомости про … знаки для товарів і послуг», и ищите по полю «Ключові слова». Но помните, что полноценную проверку может сделать только патентный поверенный!

Еще несколько простых правил:

  • Любой украинский интернет-проект нужно начинать с домена в зоне *.ua. Даже если вам какое-то время придется поработать на временном домене, вашей дальнейшей целью должен быть именно домен *.ua

  • Придумывайте уникальные, звучащие имена, которые одинаково пишутся на украинском и на русском, и не вызывают сомнений при написании английскими буквами.

  • Если вам не нравится ваше название — сейчас лучшее время его изменить.

  • Не экономьте на услугах патентного поверенного, и не откладывайте вопрос в долгий ящик.

Возможно сейчас, на старте нового сезона домен и торговая марка не тот вопрос, о которым вы думаете, НО факт остается фактом: фундамент должен быть прочным, помните об этом, сезон приходит и уходит, а бизнес нужно защитить!

Спасибо большое, вам, Андрей, за рекомендации! Думаю, ваш опыт подтолкнет многие турфирмы задуматься о регистрации названия. Как говорится «...научиться на чужих ошибках...».

 

 

 

Просмотров: 3350
Читайте также:
К нам присоединились:
Черкаси
Директор
Полоскун-тур
Директор
Корал Тревел
Фахівець
Join Up
менеджер



Поиск публикаций
Введите слово для поиска нужной вам публикации.