Год назад в Украине начали вводиться жёсткие карантинные ограничения, которые привели к беспрецедентным изменениям во всех сферах жизни. Не осталась в стороне и туротрасль: закрытие границ и резкое падение пассажиропотоков заставило многих пересмотреть привычную модель ведения бизнеса, отказаться от далеко идущих планов, а то и вовсе уступить свою нишу другим.
К счастью, вопреки прогнозам, обошлось без банкротств и приостановки деятельности. Но очевидно другое: спустя год всем придётся по сути начинать с чистого листа, и турбизнес уже не будет таким, как прежде. Чему научил кризис украинских туроператоров, чего они достигли за минувший год, который, вне всякого сомнения, стал самым сложным для их деятельности.
И есть ли чем гордиться им сейчас, в преддверии нового летнего сезона, который, будем надеяться, всё же состоится?
Татьяна Прокопенко, директор Coral Travel
В кризисной ситуации у нас был четкий и взвешенный алгоритм действий. Когда за границей находились десятки тысяч наших туристов, которых нужно было срочно вернуть в Украину, мы разработали график полетов, чтобы вернуть всех за 5-7 дней. Работали всей командой круглосуточно, действуя исключительно в соответствии с официальными распоряжениями в стране.
Мы предложили одни из лучших на рынке условий по переносу и перебронированию туров с сохранением курса, что было особенно актуально, когда валютные колебания практически ежедневно влияли на конечную стоимость туров в гривне.
Все сотрудники были оперативно переведены на удаленную работу. Штат не сокращали.
Нам было важно не только сохранить компанию, но и поддержать все розничные агентства «Сети Турагентств Coral Travel» и «Сети Турагентств Coral Elite Service» и у нас это успешно получилось: обучение, навыки работы в условиях эпидемии, онлайн тренинги.
Время карантина мы использовали с пользой и смогли внедрить новые технические и цифровые решения: обновили платформы основного сайта, разработали 2 необходимых тревел рынку, продукта: мобильное прилождение Coral Travel и подарочный сертификат, запустили продажу туров онлайн, запустили новую обучающую онлайн платформу для турагентов, стартовали новый проект в Youtube - Coral Tourist. Готовим к запуску программу лояльности Coral Bonus и обновляем внутреннюю CRM систему. Диджитализируя бизнес мы увеличиваем долю клиентов.
Год был нестандартным со всех сторон, но мы находили решения и ресурсы для работы и сохранения высоких стандартов обслуживания клиентов и поддержки партнеров. К лету 2021 мы подходим уже закаленными и подготовленными, уверена, сезону быть!
Юрий Альба, соучредитель Join UP!
Главное, чем мы можем гордиться – тем, что сохранили персонал, как в нашей туроператорской компании, так и в SkyUp. Когда всё вокруг «сжималось», мы старались, как минимум, не сокращаться, искать новые возможности и сейчас, я полагаю, что это у нас получилось. Потеряв возможность осуществлять регулярные рейсы, мы согласовали с корпорацией Boeing вопрос переоборудования наших пассажирских бортов для грузоперевозок и первыми в Украине начали возить грузы, среди которых были средства защиты от коронавируса (маски, щитки, специальные костюмы и т.д.). Ещё раньше SkyUp осуществил более ста спецрейсов в 30 стран мира с целью эвакуации граждан Украины на родину.
Кроме этого мы создали, на мой взгляд, очень интересный продукт -- SkyUp CityBreaks. Это туры выходного дня в города Европы и Украины, которые с каждым днём набирают всё большую популярность. Последующие месяцы кризиса заставили нас радикально оптимизировать расходы, пересмотреть некоторые методы работы – например, мы стали проводить переговоры и встречи в онлайн-режиме, и это принесло не меньший эффект. А в каких-то случаях даже больший, ведь пандемия ударила по всем, и все, без исключения, остро заинтересованы в возобновлении сотрудничества и его расширении, будь то аэропорты, отельеры или принимающие компании. Еще одним немаловажным достижением я считаю то, что в условиях передела рынка нам удалось закрепить свои позиции на ключевых рынках, а в отдельных нишах существенно их нарастить.
Александр Новиковский, замгендиректора TEZ TOUR Ukraine
За этот год всем нашим сотрудникам пришлось научиться работать в онлайн-режиме, пришло понимание, что это неотъемлемая часть современного бизнеса. Гордимся тем, что нашей компании удалось пройти кризис без потерь персонала, и не только не сдать свои позиции, но и вывести свою работу на новый виток: у нас достигнуты договорённости с новой украинской авиакомпанией Bees Airline, которая будет обслуживать наши чартерные программы. А за время вынужденного простоя мы сумели воплотить в жизнь то, до чего ранее не доходили руки: модернизировали нашу систему онлайн-бронирования, сделали её более удобной для наших партнёров.
Елена Бойко, гендиректор TPG
Кризис стал самой серьёзной проверкой на стрессоустойчивость. За все годы работы я не припомню большего испытания для нервов, чем прошлой весной. Ведь нам пришлось разбираться с вывозом тысяч туристов из разных стран. В какой-то момент я почувствовала, что уже вообще ничего не боюсь. Эти события также показали, на кого можно рассчитывать в критические моменты, а кто может подвести. С удивлением видела, как турагенты со сравнительно небольшим опытом работы в туризме ведут себя адекватно, а опытные профи срываются на истерику. Помню также невероятную радость, когда возобновились наши чартеры в Албанию и Черногорию – такое впечатление, что это все в первый раз. А еще у меня появился дополнительный полезный опыт: я научилась продавать туры по Украине. Раньше я общалась с министрами по туризму разных стран, а в прошлом году вела переговоры с директорами и управляющими украинских отелей. С последними, как оказалось, общаться намного сложнее.
Альберт Ованесов, директор «Музенидис Тревел Украина»
Наша компания, как и вся мировая индустрия туризма, столкнулась с самым большим вызовом в своей истории: на летний сезон 2020 года у нас было запланировано 20 еженедельных рейсов в Грецию из пяти городов Украины, и в итоге ни один не состоялся. Но данный кризис научил нас быть уверенными в себе, стойкими и мудрыми. Когда стало ясно, что Греция летом не откроется, мы поменяли линейку своего продукта и стали активно продавать Египет, Эмираты, Мальдивы, Турцию (Каппадокию). Причём эти направления стали для нас не «ассортиментными»: по ним есть реальные объёмы продаж. В ближайшем будущем планируем серьёзно заняться продажами по Эгейскому побережью Турции и по Хорватии. И, конечно, ждём открытия нашего основого греческого направления. Уже в апреле, надеюсь, станет ясно, на каких условиях украинцы смогут посещать греческие курорты.
Дмитрий Горбаток, директор «Альянса»
Кризис научил нас не опускать руки и искать новые методы эффективной работы в меняющейся реальности. Нам пришлось полностью переквалифицироваться: из нишевого сегмента мы перешли в массовый, стали продавать Анталью и Бодрум из Киева и регионов, с апреля запускаем продажи Египта, Болгарии, Хорватии. И сейчас я вижу, что у нас это получилось: мы не урезали свои объёмы и создали все условия для их роста. Конечно, мы и раньше планировали уделять больше внимания странам массового туризма, но закрытие Европы вынудило нас более активно действовать в этом направлении. В результате мы стали более узнаваемыми и известными, смогли расширить свою агентскую базу. В этом, считаю, и есть наше главное достижение. А также в том, что мы не распустили свой штат сотрудников. Наоборот: появление в нашем портфеле направлений новых стран подразумевает поиск новых специалистов, чем мы сейчас усиленно и занимаемся.
Дарья Артеменко, owner ZABUGOR.COM
Важным достижением также считаю то, что нам удалось не потерять свои ценности и приоритеты. Мы остались туроператором индивидуальных VIP-путешествий. Хотя ассортимент наших стран и был расширен за счет Египта, Турции, Черногории, мы не изменили своему главному кредо – организации отдыха в сегменте luxury. Во-многом благодаря этому сохранился и пул наших партнёров и клиентов.
Любой кризис учит чему-то новому. Прошлый год научил нас эффективно работать удаленно. Примерно 50% моих сотрудников работают из дому, и на качестве работы это не сказывается. Хорошо прижился также формат zoom-конференций: до сих пор около 80% всех переговоров, включая собеседования, проводятся именно так. Так удобнее и поскольку позволяет сэкономить время. Которое можно использовать для разных целей: например, для внесения поправок в туристическое законодательство Украины, особенно в разделе страхования ответственности туроператоров.
Ольга Михайличенко, директор Dream Travel
Самое главное, что нам удалось сохранить стабильность в компании. Каждый наш сотрудник во всех смыслах – на своём месте. Никто не уволился, никого не уволили. А вынужденный простой в продажах мы использовали для задела на будущее. Я, например, за минувший год научилась делать сайты, освоила лендинг, доделываем новый онлайн. Стали активно продавать виллы не только в Греции, но и в Турции и Хорватии. Переехали в новый офис. Одним словом, научились не паниковать в стрессовых ситуациях, а использовать их на благо себе и компании. Все, что нас не убивает – делает сильнее.
Для нашего портала Мастер тура карантин и кризис так же стали точкой роста: мы сохранили команду, запустили телеграм-канал с лояльной b2b аудиторией 4000 турпрофи, стартовали Закрытый клуб Турпрофи пишут! и регулярную игру для турагентов В тексте-сила!, помогли более 700 турпрофи чувствовать себя комфортно в соцсетях и наш сервис МастерLike взял на поддержку более 30 турагентств в Инстаграм и FB.
Со дня открытия неба мы совершили 34 перелета, сделали 18 репортажей про все доступные направления в Турции, про правила путешествий в Египет, про Черногорию и Доминикану.
Google несколько раз выбирал наши публикации в рекомендованные для мобильной версии и наш трафик растет.
У нас появились новые партнеры и мы получаем поддержку ведущих ТО Украины.
Неожиданный локдаун стал точкой роста большинства компаний, которые сохранили персонал, оптимизировали рабочие процессы, улучшили онлайн, переориентировались на новые направления.
Мы выстояли, знаем в чем наша сила, летим дальше!
Команда Мастер тура