Во вторник одна из крупнейших авиакомпаний США American Airlines вслед за другими крупнейшими американскими авиакомпаниями подала заявление о банкротстве. Перевозчик не смог договориться с профсоюзами о сокращениях и снижении зарплат, но обещает продолжить работу. Бумаги холдинговой компании American Airlines во вторник рухнули на 85%. В 17.50 по киевскому времени акции опустились до 25 центов за штуку.
Основной причиной финансовой несостоятельности перевозчика западные эксперты называют чрезмерно большие траты на оплату персонала, слишком крупные долговые обязательства по кредитам, повышение цен на топливо, а также сокращение числа пассажиров на волне очередного кризиса. При этом руководители компании заверили, что процесс банкротства никак не скажется на расписании полетов её лайнеров.
Любопытно, что ранее через тот же путь прошли и основные конкуренты American Airlines – американские авиакомпании United Airlines и Delta. Ведь банкротство в Америке для крупного бизнеса – это наиболее реальный способ договориться с профсоюзами. В свое время United Airlines и Delta так и поступили, что позволило им существенно сократить расходы и выйти на положительную рентабельность. Впрочем, в истории авиарынка США были и другие примеры: в свое время собственники Pan American просто закрыли её и продали по частям. Тогда многие её самолеты купила Delta, она же наняла пилотов, хотя и за меньшую плату, причем далеко не всех.
American Airlines, основанная в 1930 году, входит в число 200 крупнейших компаний страны по версии Fortune. За 2010 год она перевезла больше ста миллионов человек, флот ее судов вместе с "дочкой" American Eagle включает около 900 самолетов. По мнению отраслевых экспертов, парк воздушных судов компании устарел и растущие цены на топливо негативно отражаются на ее финансовых показателях.
American Airlines в последнее время показывала худшие финансовые результаты по сравнению с конкурентами. В частности, с 2007 года только один квартал был прибыльным, всего за три с половиной года компания потеряла $4,8 млрд.
Летом 2011 года, желание сэкономить на авиатопливе вынудили American Airlines сделть заказ на в общей сложности 460 новых самолетов: 200 Boeing 737s и 260 Airbus A320 , что стало рекордом в истории авиации. Источник, близкий к Airbus, во вторник сообщил, что контракт с Airbus остается в силе, несмотря на процедуру банкротства. "Приобретение самолетов позволит снизить издержки на авиатопливо на 15%", – уточнил источник.
Автор: Евгения Фадеева