Главным критерием при выборе тура для большинства украинских туристов является цена: у кого из туроператоров дешевле, к тому и идет покупатель.
Этот факт заставляет туроператоров снижать цены и продавать туры, по массовым направлениям, практически по себестоимости, с минимальной прибылью в 3-4%, а порой и в убыток в надежде перетянуть на себя значительную долю рынка, перегнать конкурентов по количеству проданных туров и выжить за счет оборота.
Многие украинские туроператоры используют кредитные ресурсы, пополняя оборотные средства, для выкупа блоков мест на рейсах и в отелях в надежде на высокий спрос по тем или иным направлениям.
А это очень рискованно, в любой момент обороты компании могут снизиться, а расходы на поддержание жизнедеятельности компании, маркетинг и выплату процентов по кредитам – останутся.
Украинскому рынку в 2011 году удалось избежать громких банкротств туроператоров, однако, в начале 2012 года, туристическую общественность всколыхнули проблемы туроператора "Проланд", у которого возникли финансовые трудности, да и ситуация в соседней России, с которой многие украинские игроки тесно связаны, заставляет задуматься: все ли так хорошо в нашем "семействе".
Финансовые проблемы, вызванные отказом банка партнера выдать кредит на пополнение оборотных средств и приведшие к приостановке деятельности одного из старейших и крупнейших российских туроператоров "Ланта-тур вояж", работавшего на рынке почти 20 лет, сотрудничавшего с 6 тысячами российских турагентств и организовывавшего собственные чартерные программы по 25 направлениям в Европу, Юго-Восточную Азию, страны Карибского бассейна, а также в США, показала, что в зоне риска находятся все крупные туроператоры: ведь каждый из них, в той или иной степени, использует кредитные ресурсы.
Эксперты уверены, что первопричиной проблем компании "Ланта-тур вояж" стала сложившаяся ситуация на российском туристическом рынке, который погряз в демпинге.
Есть ли опасность повторения аналогичной ситуации на украинском рынке?
К сожалению, сейчас украинский туризм переживает не лучшие времена: снижение платежеспособности населения, кризис в арабских странах, несовершенство законодательства и высокая конкуренция, приводят к финансовым проблемам туроператоров. Однако, следует отметить, что на украинском рынке конкуренция и демпинговая борьба менее жесткая, чем в России и, к счастью, многие украинские компании даже стали объединять усилия и помогать друг другу реализовывать турпродукт. Эксперты отмечают, что в Украине при ведении дел, особенно партнерских, очень важны личные знакомства, дружеские отношения. Во многом на этом держится лояльность агентов к тому или иному оператору, а не на более рациональных вещах.
В тоже время украинские туроператоры отмечают, что именно приходящие на украинский рынок российские компании замечены в недобросовестной конкуренции и жестком демпинге, да и живется россиянам на украинском рынке намного проще: они приходят со своими чартерными российскими программами, огромными маркетинговыми бюджетами, немалыми скидками, которые заслужили у тех же отелей за счет объемов российского рынка.
Украинские компании намного меньше рискуют, нежели их российские коллеги, подтверждают отечественные представители турбизнеса, и, как подтверждает практика, риск россиян далеко не всегда оправдан. Так что украинская пословица "тише едешь - дальше будешь" себя вполне оправдывает.
Автор: Евгения Фадеева