В 2013 году, по данным Государственной службы статистики Украины, за рубеж выехали более 23 миллионов украинских граждан. Чаще всего украинцы ездили в Польшу (почти 7 миллионов), Россию (более 6 миллионов), Молдавию (2,4 миллиона), Белоруссию и Венгрию (по 1,9 миллиона). Среди зарубежных направлений пляжного отдыха украинцы чаще всего выбирали Турцию, где, согласно турецкой статистике, побывало более 756 тысяч украинских туристов. Украина входит в первую десятку стран-поставщиков туристов в Турцию. Среди других популярных направлений - Египет, Греция, Испания и Болгария.
Более 4,5 миллиона украинцев в прошлом году отдохнули в Крыму, составив 70% всех туристов, посетивших полуостров. В 2014 году, из-за экономического и политического кризиса, а также из-за окупации Крыма предпочтения украинских туристов изменились. Ударом по выездному туризму стало и падение курса гривны к доллару - с начала года украинская валюта ослабла на 28,9%, с 8,2 до 11,6 гривны за доллар.
Спад на всех направлениях
В компании TUI Ukraine сообщают о 50-60-процентном спаде продаж. "На сегодняшний день наблюдается спад бронирования туров по всем странам. Наибольший - по европейским направлениям. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он составляет 50-60%. Конечно же, политическая ситуация негативно влияет на продажу туров за рубеж, но на данный момент основным фактором является нестабильный и высокий курс валют", - рассказал директор по маркетингу и развитию партнерской сети TUI Ukraine Оуз Эргюль.
Поначалу спрос на туры из Украины упал где-то в 10 раз, но сейчас начал восстанавливаться, добавляет президент группы компаний "Натали Турс" Владимир Воробьев.
"В среднем мы продаем примерно в три раза меньше путевок, чем в тот же период годом раньше. Думаю, что действует совокупность факторов - и падение курса, и нестабильность, и неуверенность в том, что будет завтра.", - считает Воробьев.
"Натали Турс" активно продает туры в ОАЭ и Испанию, имеет по этим направлениям значимую долю рынка. Компании пришлось сократить объемы, но средняя стоимость тура в евро и долларах не снизилась.
"Спад есть, и он ощутимый. Мы прилично подсократили программы. Если что-то и пользуется спросом, то, в основном, Турция и Египет. Конечно, продаются и Греция, и Испания, но мало", - добавил Владимир Каганер, генеральный директор туроператора TezTour.
Надежда есть
Большинство опрошенных экспертов несмотря на существенный спад продаж настроены оптимистично. "Спрогнозировать ситуацию на весь летний сезон пока сложно, мы рассчитываем на стабилизацию как политической, так и экономической ситуации в стране, возвращению как минимум к прошлогодним объемам", - говорит директор по маркетингу и развитию партнерской сети TUI Ukraine Оуз Эргюль.
С ним согласны и другие эксперты отрасли, прогнозирующие, что после прошедших в минувшее воскресенье выборов президента Украины политическая и экономическая ситуация в стране начнет постепенно стабилизироваться и продажи вернутся к прежним объемам.