Экономический кризис затронул и туристический рынок Украины, где ряд компаний оказались не в состоянии в полной мере выполнять все обязательства перед туристами. Эксперты рынка отметили, что уязвимым для компаний стало стремительное подорожание путевок вследствие обесценивания гривны, сокращение спроса и обострение конкуренции.
Так, в результате банкротства одного из операторов, компании "Ильтур", в текущем году уже пострадало свыше тысячи отдыхающих. На сегодняшний день эксперты не берутся прогнозировать, сколько еще компаний заявят о своей неплатежеспособности.
По мнению специалистов, такие случаи будут случаться и впредь до тех пор, пока ответственность компаний перед туристом не будет увеличена в разы.
"Мы не можем точно сказать, какие банкротства всплывут в ближайшее время. Мы также не знаем потенциал крупных туроператоров и насколько они защищены своими инвесторами. Для того, чтобы турист был защищен, он должен иметь гарантии либо от туроператора и агента, либо от страховой компании", - рассказал президент Ассоциации лидеров туристического бизнеса Украины Александр Новиковский.
Украинское законодательство обязывает туроператоров на случай банкротства иметь банковскую гарантию, но ее минимальный размер — всего 20 000 евро. Исходя из этого, специалисты призывают украинцев не гнаться за низкими ценами на туры, а учитывать репутацию оператора и агента, предварительно ознакомиться с отзывами об их деятельности, а также внимательно изучать договор.
В свою очередь, Ассоциация Лидеров Турбизнеса Украины в рамках создания Координационного центра по экстренной помощи украинским туристам за рубежом оперативно разработала первые рекомендации для туристических агентств и физических лиц, пострадавших в ситуации с туроператором "Ильтур".
Приведенный алгоритм действий изложен при допущении, что туроператор "Ильтур", его туристические агенты и туристы оформляли свои взаимоотношения в соответствии с требованиями Закона Украины "О туризме" и Лицензионных условий проведения туроператорской деятельности, а именно: между турагентом и туроператором заключен агентский договор; туристические агенты заключали договора с туристами от имени туристического оператора.
Турагент - Туроператор
Туроператор в рамках агентского договора обязан выплатить турагенту агентское вознаграждение. Если турагент получал свое агентское вознаграждение непосредственно при оплате туристом тура, то в данном случае он финансово не должен пострадать. Если же агентское вознаграждение турагент получал от туроператора путем перечисления и Ильтур остался должен, то можна порекомендовать агентам обратиться с иском в Хозяйственный суд.
Турист – Туроператор
Турист может:
1. Обратиться с жалобой в Государственное агентство Украины по туризму и курортам.
2. Обратиться в банк, где у Туроператора Ильтур оформлена банковская гарантия с заявлением. (сотрудники банка смогу сориентировать туристов по процедуре и перечню документов).
3. Обратиться с заявлением в органы внутренних дел.
4. Обратиться с заявлением в органы прокуратуры.
5. Обратиться с заявлением в управление по делам защиты прав потребителей.
6. Обратиться с иском в суд.
Мастер Тура