Киевская судоходная компания "Днепровский экспресс- на СПК Метеор и Восход" собирается запустить регулярные пассажирские рейсы скоростных судов по Днепру. Первый рейс должен состояться уже в апреле следующего года. Перевозить пассажиров компания планирует на 12 морских экспрессах Метеор и Восход, выпущенных 20-30 лет назад.
По словам основателя и гендиректора компании "Днепровский экспресс" Владимира Горбаня, стоимость проекта - $5 млн. и это выгодный бизнес, который они планируют окупить за 3-5 лет.
Экспрессы будут курсировать ежедневно на двух дальнемагистральных линиях: Киев-Днепропетровск (с остановками в Каневе, Черкассах, Кременчуге) и Днепропетровск-Херсон (с остановками в Энергодаре, Никополе, Запорожье, Каховке, Новой Каховке). Часть лайнеров пустят на коротких маршрутах, например, между Днепропетровском и Запорожьем. По коротким маршрутам судна будут ходить до начала ледостава. Время в пути по маршруту Киев-Запорожье составит около 9 часов, в Днепропетровск - 8 часов, в Кременчуг - 5 часов, с учетом остановок на трех шлюзах Каневского, Кременчугского и Днепродзержинского водохранилищ. Поездка между Днепропетровск и Запорожьем займет около часа.
Восход (вмещает 71 пассажира) будут использоваться на коротких линиях, Метеор (123 пассажира ) - на продолжительных. В штат компании войдет около 150 человек персонала.
Горбань уверяет, что цена будет конкурентной, чтобы переманить часть пассажиров у ж/д и автотранспорта. Он называет такие цифры: cтоимость билета на "ракету" Киев-Днепропетровск будет стоить 275-300 грн, а из Днепропетровска в Запорожье можно будет доплыть за 45 грн. "В советское время Метеор был дороже автобусов на 30%. Сейчас купе в поезде по этому маршруту - 275 грн, Интерсити+ - 2 класс - 300 грн, 1 класс - 500 грн. При этом время в пути примерно сопоставимо", - говорит Горбань.Он рассчитывает, что загрузка суден будет не менее 70%.
Эксперты со скепсисом оценивают идею днепровского экспресса. Глава Центра экономического и политического анализа Александр Кава, прогнозирует, что лайнеры не смогут на равных конкурировать с ж/д и автотранспортом. Главная причина - слишком длинный маршрут и время в пути. "Расстояние от Киева в Днепропетровск слишком большое для такого вида транспорта. Это порядка 600 км пути и три шлюза, на каждом из которых стоянка по часу. То есть время маршрута будет порядка 12 часов. Учитывая, что в Днепропетровск ходит три пары поездов Интерсити+, ночные поезда и автобусы, пассажиру будет быстрее добираться поездом, который находится в пути 5,5 часов", - говорит эксперт.
Пассажирские перевозки по Днепру это нишевый продукт, больше туристическо-развлекательный, - добавляет Кава. На регулярных перевозках по Днепру много не заработаешь, учитывая очень короткий сезон навигации, при том, что в остальное время, судна простаивают и их нужно содержать.
По словам эксперта, экономическую целесообразность могли бы иметь маршруты протяженностью до 200 км (Киев-Чернигов, Киев-Канев, Кременчуг-Днепропетровск, Днепропетровск- Запорожье).