"Продажи упали ниже плинтуса", — подтверждает слова коллеги директор сети турагентств "Поехали с нами" Олег Кулик. Сейчас идут продажи туров на октябрь и максимум на начало ноября, а "дальше тишина", добавляет заместитель коммерческого директора по продукту туристического оператора News Travel Вадим Чертков.
Факт отсутствия значимой глубины продаж (время до поездки на отдых) на два-три месяца вперед подтверждает и коммерческий директор туроператора "Натали Турс" Иванна Чучман. "Какая у вас глубина продаж? Ну, примерно 17‑20 часов", — иронизирует координатор общественной организации "Лига турагентств" Александр Белоус и уточняет, что в прошлом году глубина продаж достигала едва ли не девяти-десяти месяцев.
Падение продаж туров за границу в Украине наблюдается с февраля-марта. "Из-за девальвации гривни цены на путевки для украинцев увеличились практически на 85 %. В этих условиях многим пришлось отложить отпуск на более благоприятное время", — рассказывает Елена Субботина.
Помимо этого, негативно на продажи повлияли аннексия Крыма и события в Донецкой и Луганской областях, что отрезало часть потребителей от услуг украинских туроператоров. Теперь же к стандартным причинам снижения продаж прибавилась еще одна — отсутствие ассортимента. "Выбирать туристам пока особо не из чего. Все туроператоры очень медленно и взвешенно выводят зимний продукт, поскольку они не знают, сколько и куда будет открыто рейсов", — рассказывает Иванна Чучман.
Помощь рынку может прийти от клиентов соседних стран. Сейчас 80 % продаж зимних туров по раннему бронированию приходится на граждан Беларуси, признает Вадим Чертков. "В прошлом году на них приходилось не менее 10 %", — вспоминает он. Такое соотношение продаж называет и Иванна Чучман. Спрос со стороны белорусов на услуги украинских туроператоров связан с ограниченностью карты полетов из этой страны, поясняет Вадим Чертков.
Граждане соседней страны летают из Украины в ОАЭ, Индию, Шри-Ланку, меньше в Египет. "У нас пока нет дальнемагистральных самолетов, поэтому и нет прямых рейсов в Юго-Восточную Азию", — поясняет замгенерального директора крупнейшей белорусской авиакомпании "Белавиа" Игорь Чергинец. По его словам, открывать дальнемагистральные рейсы белорусская авиакомпания планирует "через пару лет".
Многим белорусам удобнее ехать в киевские аэропорты, а не в Минск, добавляет директор центра туристической информации Владимир Царук. "Для некоторых туроператоров клиенты из Беларуси составляют неплохую дозагрузку чартеров", — констатирует он. Более того, туры с вылетом из Минска для многих жителей Могилева, Гомеля и других приграничных с Украиной городов дороже, чем из Киева. Расстояние до Киева не намного больше, чем до столицы Беларуси. Например, тур в Тунис из Беларуси стоит от $ 600‑650 для двух человек на неделю, а из Украины — $ 450‑500.
Украинские туроператоры активно предлагают свои услуги и молдаванам. По словам Иванны Чучман, они покупают блоки мест на регулярных рейсах напрямую из Кишинева в Таиланд, ОАЭ и т. д.
Активная работа с гражданами соседних стран не позволит украинским туроператорам полностью перекрыть потери из‑за отказа наших соотечественников отдыхать за границей. К примеру, по состоянию на 23 сентября компания News Travel продала 300 зимних туров, тогда как на аналогичную дату прошлого года — 1,1 тыс. Это может вынудить туроператоров демпинговать по наименее востребованным направлениям.