А вот, по мнению экспертов одного из крупнейших украинских чартерных перевозчиков "Роза ветров", новый "Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий" ограничивает возможность выхода новых авиакомпаний на рынок и расширение деятельности уже работающих. "На данный момент проект не имеет ничего способствующего развитию авиационного бизнеса как такового, рынка авиаперевозок или создания здоровой конкуренции на рынке.
К примеру, большинство авиакомпаний, осуществляющие рейсы из Украины, не соответствуют вводимому требованию о том, что более чем 50% в уставном капитале должны принадлежать государству Украина или нашим согражданам. Даже у МАУ не известны конечные бенефициары, поскольку акции числятся за оффшорами.
Когда новые правила вступят в силу, то всем авиакомпаниям необходимо в течение года предоставить документы по правам собственности. Впрочем, годичная отсрочка даст время авиакомпаниям привести свою деятельность в соответствии с новыми требованиями. "За год при желании можно решить вопрос, чтобы более 50% акций де-юре принадлежало резидентам, это вопрос технический, — считает эксперт Вячеслав Коновалов. — Но в правилах есть другие моменты, чье внедрение будет тормозить развитие отрасли. Прежде всего: на международные назначения может претендовать только компания, которое минимум 12 месяцев эксплуатировала внутренние линии. Но они убыточны в нынешних условиях. Значит, новые игроки просто не появятся".
Авиаэксперт Евгений Хайнацкий также считает, что "принуждения" к выполнению внутриукраинской программы рейсов без каких-либо дотаций и льгот от аэропортов или государства поставит на колени всех начинающих небольших перевозчиков желающих сохранить бизнес, рабочие места и свое место на рынке.
Министр инфраструктуры Максим Бурбак признался, что этот пункт был включен в правила по его инициативе. "Это была моя идея относительно того, что нам нужно стимулировать развитие внутренних перевозок. Очень много компаний зарабатывают на внешних перевозках, но все мы забыли о внутренних", — сказал он. Но как по-другому стимулировать авиаперевозчиков на рейсы внутри страны чиновники пока не решили. "Аэропортовые сборы устанавливают сами аэропорты, мы здесь повлиять не можем. На цену топлива — тоже. Снизить стоимость услуг Украэроруха для внутренних рейсов? Мы просчитываем эту возможность", — ответил глава Госавиаслужбы Денис Антонюк.
При этом рассчитывать, что авиакомпании успеют получить назначения на новые маршруты до вступления в силу новых правил, не приходится. В этом году было всего два заседания Комиссий по формированию и реализации госполитики по эксплуатации воздушных линий, которые выдавали разрешения на новые рейсы. И хотя их протоколы были подписаны Мининфраструктуры, Госавиаслужба отказалась оформлять разрешения. В результате WizzAir-Украина не смогла заменить на маршруте Киева-Будапешт венгерскую WizzAir, а также не открыла перелеты из Киева в Варшаву, Рим и Барселону. Еще хуже ситуация у Atlasjet Украина, которая вообще не может начать работу. Старший юрист в Marchenko Danevych Андрей Гук представляющий интересы Atlasjet Украина, планирует подавать иск сразу после официального опубликования правил.
Поэтому авиакомпании надеются, что правила в этой редакции все же не будут опубликованы. "Мы надеемся, что в данной формулировке новый порядок не вступит в действие и в него все же будут внесены корректировки", — сказал заместитель коммерческого директора WizzAir-Украина Вадим Третяк.