По словам госпожи Алексеенко, у ее компании, аккредитованной в посольстве Словакии, могли быть серьезные проблемы из-за непорядочности агентов. Дипломаты расценивают такие случаи либо как сговор туроператора с турагентством, либо как безответственность туроператора, не проверившего подлинность документов. "Мне пришлось написать заявление в милицию, - расстроена глава "Альфа". – При этом в турагентствах даже не скрывают, что сами "достали" туристам эти справки. И хоть мы и не собираемся больше работать с этими турагентствами, меня беспокоит сама тенденция – такие компании подводят операторов под монастырь".
Такие ситуации не редкость, подтверждают в другой туристической компании. Клиентов не хватает и турагентства их боятся потерять больше, чем разорвать отношения с туроператором. Большинство не задумывается о том, лишат ли "Альф" или другого туроператора аккредитации. Далеко не все туристы трудоустроены официально и далеко не все желающие отправиться зарубеж имеют действующие счета в банках, вот и стараются турагенты помочь своим туристам как могут не задумываясь о последствиях. В то же время посольства не понимают, что вины туроператоров здесь нет, и видимо считают, что туроператор обязан проверять подлинность всех предоставляемых ему документов самостоятельно до подачи их в консульство.
"Туроператор не должен отвечать за подлинность справки, предоставленной ему для посольства, – уверена коммерческий директор компании "Любосвит" Ирина Павлик. – И вы же понимаете, что даже нормальная справка может вызвать вопросы. К примеру, человек работает на многотысячном предприятии, а консульство позвонило в приемную, где о какой-нибудь Вере Василькиной слыхом не слыхивали. Или, наоборот, Вера работает курьером в маленькой компании, и каждый раз, когда из консульства звонят с проверкой, ее нет на месте. Вот раз позвонили, два позвонили… и сделали выводы".
Что касается операторов, то по мнению экспертов, они оказались заложниками ситуации: проверить подлинность всех документов невозможно. Даже если нанять отдельного человека, который будет обзванивать банки и возможные места работы туристов, вряд ли он узнает правду.