Среди финалистов украинского этапа международного конкурса предпринимателей The Venture от Chivas оказалась необычная туркомпания - Salomadry. Основательница компании Юлия Письменная решила направить отзывчивость украинцев и любовь к Родине на помощь архитектурным памятникам.
Девальвация гривни привела к сокращению рынка выездного туризма на 45%. Но именно кризис дал толчок к развитию внутреннего туризма. Желание "оседлать волну" и сделать поездки по Украине социально ориентированными подтолкнули Юлию Письменную, в прошлом маркетинг-директора издательского дома Sanoma Media Ukraine, к решению открыть свою туристическую компанию Salomadry, специализирующуюся на направлении working holiday.
"Когда я узнала в ноябре 2014 года, что Sanoma Media Ukraine решила покинуть украинский рынок, то поняла, что пора заниматься своими проектами, — говорит Юлия, — Я обратила внимание на рост интереса к Украине и ко всему украинскому как внутри страны, так и за рубежом. Сильное волонтерское движение, дух взаимопомощи и формирование гражданского общества подсказали, что сегодня у любого проекта кроме коммерческой составляющей должна быть социальная".
Любовь Юлии к путешествиям по Украине и рост интереса к внутреннему туризму подсказали новую нишу. "Я посмотрела на развитие аналогичных проектов на Западе и поняла, что такое направление, как working holiday, когда путешественники на выходных помогают в восстановлении архитектурных памятников, в Украине совсем не развито. И подумала, что это может заинтересовать отзывчивых украинцев", — объясняет она.
Согласно данным Реестра культурного наследия, в Украине насчитывается 3719 памятников, из которых только 819 имеют официальный статус памятников архитектуры и находятся на государственном обеспечении. "Это усадьбы, парки и дворцы. Все они находятся в разном состоянии и требуют разного размера финансирования. Пока мы будет планировать туры туда, где нужна банальная помощь руками: убрать, почистить, покрасить", — рассказывает Юлия.
Сегодня Salomadry предлагает два вида туристических пакетов — Long Weekend и Working Holidays. Первый тип отдыха — Long Weekend — предусматривает выезд на объект на три дня и две ночи. Стоимость тура 3 тыс. грн, и он включает в себя проезд, проживание и питание. Все расходные материалы также приобретаются за счет туркомпании. "Мы планируем 4-5 часов работы на объекте, а оставшееся время отдаем на знакомство с культурой и традициями региона", — объясняет Юлия. Недельный тур — Working Holidays — рассчитан в основном на туристов из-за границы, его стоимость составляет до 7 тыс. гривень.
В планах Юлии в 2015 году — организовать 10 туров, и, по ее словам, желающих уже достаточно. "Сейчас мы находимся на этапе подготовки поездок, выбираем интересные места, о которых мало кто слышал, изучаем потребности и решаем, чем действительно можем помочь", — объясняет она. По ее словам, в Украине подобных проектов еще не было, есть только туры по региону с экскурсиями и "экстремальные" поездки по заброшенным замкам. "Последние рассчитаны на любителей адреналина, а не на то, чтобы созидать и быть полезными", — говорит она.
Для полноценного запуска проекта Юлии необходимо около $40 тыс., которые пойдут на исследование аудитории, короткие экспедиции на объекты, разработку сайта и первые пробные поездки.
"Позже мы планируем запустить реставрационные поездки — туристы будут учиться у реставраторов делать несложные узкоспециальные работы. Это и развивает вкус, и прививает заботу о памятниках архитектуры", — рассуждает Юлия.
Проект Salomadry рассчитан на активный средний класс, молодых людей, которые готовы быть полезными своей стране. "Сегодня люди готовы инвестировать в страну и получать удовлетворение от того, что они помогают обществу", — резюмирует она.