Схожая картина и с чартерными рейсами. "Если раньше компании легко заказывали чартеры, а затем заполняли рейсы за счет продажи горящих путевок, то теперь вместо 10 рейсов на какой-нибудь греческий остров заказывают только один", — говорит коммерческий директор туркомпании "Пилигрим-М" Людмила Мищенко.Пропал средний класс, туристический рынок раскололся на два полюса. "Путевки покупают либо VIP-клиенты, либо те, кто ищет самый дешевый вариант отдыха", — говорит Мищенко.
Но если раньше богатые клиенты покупали путевку за 4-5 тыс. евро на семью, то сейчас их бюджет ограничен суммой в 2-3 тыс. евро на четверых. "Тот, кто платил по 1,5 тыс. евро на семью, сейчас просит подыскать что-то до 1 тыс. евро, чтобы отдохнуть с женой и ребенком", — уточнили в туркомпании "Пилигрим-М". Вместо этого все больше спрашивают комбинированные автобусные туры по Европе (экскурсии + отдых на море), например, в Италию или Грецию. Правда, если раньше путешественники брали автобусные туры по 300-400 евро на человека, то теперь по 100-150 евро.
Набирает популярность и автотуризм, например, в Словакию на своих авто. В стоимость тура входит только бронирование отеля на 3-4 ночи и оформление визы. Естественно, расходы на питание и бензин за счет туристов, но на семью это выходит значительно дешевле, чем покупка обычного автобусного тура."Кстати, бензин в Европе порой дешевле, чем в Украине", — заметила Людмила Мищенко. Таких авто путешественников стало примерно на 30-40% больше.А некоторые уже просят подыскать им что-то в Украине. Поэтому спросом пользуются автобусные туры в Карпаты и Закарпатье: Ивано-Франковск, Мукачево, Ужгород и т.п.
Когда украинцам не хватает денег на себя, они пытаются отправить на отдых детей. "Если взрослые уже не могут отправиться всей семьей на отдых, то хотя бы своего ребенка они постараются оздоровить", — считает Людмила Мищенко, вместе со своей компанией разработавшая программу детского отдыха в карпатских лагерях. В частности, к работе с детьми они подключили известных художников, рестораторов и других участников выставок, например, в "Мыстецьком арсенале", которые проводят мастер-классы и другие занятия.
С учетом переориентации туристов на путешествия по Украине, больше внимания внутренним направлениям уделяют и профессионалы. В частности, многие начали развивать деловой туризм."Все чаще предприятия проводят свои конференции семинары и съезды не за границей, а внутри страны. Особенно популярны Карпаты и западный регион страны в целом, а также южное направление — Одесса (гостиницы "Бристоль", "Лондонская"), — рассказал директор туристической компании "Динадис" Дмитрий Шевченко.
Например, год назад в феврале была популярна испанская Барселона, а этой зимой ее потеснил Буковель. Но если за неделю в Испании надо было выложить 800-1000 евро с человека (с перелетом и проживанием), то в Украине это будет втрое дешевле. Более того, международные компании тоже стали выбирать Украину как площадку для своих мероприятий, связанных с открытием новых проектов и программ. Особенно их много в сфере информационных технологий, а также пищевой и фармацевтической отраслей. "Бизнес-поездок за границу стало вдвое меньше, а в Украину, наоборот, количество визитов выросло", — говорит Шевченко.
Но в целом иностранцам в Украине мешает неразвитость инфраструктуры и плачевное состояние 80% объектов, которые можно посмотреть. "В Киеве азиатам, например, не интересна Лавра (как христианский монастырь) и они не хотят смотреть музей Великой Отечественной войны", — приводит пример Александр Новиковский. Туроператоры надеются, что местные власти, начнут больше внимания уделять реконструкции архитектурных памятников и своих достопримечательностей.