Если раньше Tez Tour, как лидер, мог занимать 30% рынка, и это считалось много, то сейчас мы видим гораздо более высокие показатели. Большинство игроков сократили свои программы, что дает возможность самым агрессивным участникам откусить даже больше 60%, нарастив перевозку по сравнению с прошлым годом, отмечает собеседник.
Другой эксперт говорит, что из-за резкого увеличения объемов лидирующие операторы не всегда успевают коммуницировать с розницей и это выливается в невозможность дозвониться, быстро подтвердить бронировку или получить документы заранее. Пока это не привело к каким-то серьезным сбоям, так как туристы улетают и возвращаются без проблем. Однако расстановка сил нервирует турагентов.
"Сужение рынка действительно нас беспокоит, - отмечает гендиректор "Сети Агентств Горящих путевок" Равиль Хамитов. - Разговаривать с туроператорами становится все сложнее – они понимают свое монопольное положение и сводят общение с агентами к минимуму. Договориться о встрече невозможно (и это касается абсолютно всех ТО), а выбор предложений и цен совсем невелик, по сравнению с предыдущими годами". Что касается серьезного отрыва "Анекс Тур" от всех других операторов по Турции и Египту, то Равиль Хамитов обращает внимание на аналогичную ситуацию с "Анексом" в России: "Думаю, это общая (и правильная) политика компании. Если они ее не поменяют, то к концу года оставят всех конкурентов далеко позади".
Смущает зависимость от одного оператора по какому-либо направлению, признается другой эксперт. "И сейчас именно такая ситуация. Круг партнеров сужается, раскладывать яйца по разным корзинам сложнее", - добавляет он. "Чем меньше мы будем поднимать эту тему, тем спокойнее всем будет, - считает директор сети ТА "На каникулы" Дмитрий Пилипенко. – Самое главное, что предложенные рынку рейсы заполняются и мы уже вышли на показатели прошлого года (по сравнению с февралем количество бронировок увеличилось в 4-5 раз)".
Глава еще одной компании на условиях анонимности отмечает, что ему не нравится маркетинговая тишина со стороны многих крупных туроператоров: "С одной стороны понятно, что если конкурентов мало, то можно не стараться, с другой, у "Ньюз Тревел" в последние полгода была аналогичная ситуация. Если ты предлагал сделать какую-то совместную акцию, чтобы продвинуть их продукт, они смотрели на тебя непонимающими глазами, в которых читалось: "Какие акции? Ты о чем?". Потом уже стало понятно, что им было просто не до продвижения".
"Будем надеяться, что количество действующих туроператоров не уменьшится, - высказывается глава одного из агентств. – Сейчас средние и нишевые операторы оказались практически на задворках. Их не слышно и не видно, все свернуто и сокращено до минимума – конкуренции мало. И это основная проблема рынка в данный момент. Если мне не нравится один ТО, я уже не могу его заменить другим так легко, как делал это раньше".