Если говорить о спросе и предложении, т.е. о вакансиях и резюме, в сегменте присутствует некая диспропорция, впрочем, характерная для большинства сегментов – работодатели ищут больше специалистов по продвижению своих услуг, а соискатели ищут работу по более узким профилям. В строительстве – это архитекторы, на производстве – инженеры-технологи и т.д.
Если говорить о сегменте "Туризм-Путешествия", то лидером по предложению вакансий является работа по продвижению туристических услуг и организация туристических продуктов. Соискатели предпочитают работу в сфере бронирования билетов, экскурсионного обслуживания, корпоративного туризма и руководящую работу. Наибольшая диспропорция наблюдается в работе гида: 1% вакансий против 9% резюме.
Что касается заработных плат – к сожалению, ситуация не очень позитивная. Практически по всем должностям заработные платы, предлагаемые работодателями, ниже, чем в прошлом. Возможно, это связано с тем, что рынок туристических услуг сократился, и доходность бизнеса упала. Возможно, работодатели боятся переплачивать новым сотрудникам, а все свободные средства направляют на удержание ключевых специалистов. Особенно "пострадал" сегмент делового/корпоративного туризма, где зарплата сократилась почти на четверть. Только руководителям удалось претендовать на более высокую оплату труда – и то при условии увеличения объемов продаж по всем направлениям компании, при наличии соответствующего опыта и готовности заняться поиском партнеров, ведением переговоров, заключением договоров на оказание туристических услуг с поставщиками.
Итак, весна стала началом подъема в сфере туризма. Впрочем, работодатели привлекают в основном специалистов по продвижению услуг и осторожничают в вопросах оплаты (особенно окладной ее части).