"С посольством Индонезии действительно стало очень сложно, - расстроена глава туроператора Siesta Ольга Дяченко, отдых туристов которой оказался под угрозой. - Так как вылет должен быть 25 мая, требовать возврат у отелей бесполезно, и с авиакомпанией тоже не поговоришь, поскольку никаких документов, подтверждающих отказ посольства, нет. Боюсь, что если так пойдет дальше, направление просто умрет".
Эксперт добавляет, что ей непонятно, с чего вдруг украинцам стали бояться выдавать индонезийские визы: конечно, многие сейчас хотели бы устроиться на работу в Европе, но Бали? Если стоимость тура – семь тысяч долларов, то очевидно, что едут на отдых люди далеко не бедные и вовсе не с целью найти себе на острове работу.
При этом требования к документам в диппредставительстве ужесточились: теперь нужно предоставлять им выписки с банковских счетов за три месяца, чтобы был виден ход денег, а на счету должно быть минимум 40 тысяч гривен. "Кстати, посольство обязательно обзванивает туристов, когда получает их документы, но почему-то они об этом быстро забывают и обвиняют во всем туроператоров", - резюмирует Ольга Дяченко.
"Сейчас ужесточили требования все посольства", - с грустью констатирует глава TPG Елена Гетманцева, воздержавшаяся от дальнейших комментариев.
"Доказательством подачи документов является квитанция об оплате консульского сбора, - считает маркетинг-директор "Туристического Клуба» Андрей Вовк. – Что касается отказов в визе, то есть требования консульства и их надо выполнять".
"Проблема тут как раз в том, что посольство выдает расписку в получении паспорта с датой, но если паспорт отдают без визы, то возвращают и деньги, а расписку забирают (в этом отличие от консульств стран Шенгена). Получается, что документы вроде как и не подавали", – объясняет директор GTO Travel Company Михаил Тюрин, с туристами которого недавно случилась аналогичная ситуация: клиенты должны были вылетать 5 мая из Жулян, а 30 апреля оператор получил их документы без виз. "Мы связались с нашими партнерами на Бали и они нам помогли – за полтора часа до вылета туристы получили-таки визы и прямо оттуда поехали в Жуляны ", - вспоминает Михаил Тюрин.
По его словам, с аналогичными проблемами сталкиваются сейчас многие туркомпании, независимо от их размеров, репутации или возраста. Началось это примерно полгода назад, причем правила игры никому неизвестны.
В другой компании, на условиях анонимности, утверждают, что есть какая-то негласная установка из Джакарты. И если туристам отказывают в визе, то, по неофициальной информации, повторно их документы примут не раньше, чем через три месяца.
"Моим туристам тоже отказали, причем абсолютно без причины. И что мы тогда ни делали, даже писали в посольство письмо на английском с объяснениями, консульство не пошло нам навстречу и не открыло визу, - рассказывает директор Victar Tour Виктория Ноздрякова. - Причем у туристов был идеальный паспорт и история соответствующая: у них на Бали должна была состояться помолвка, уже были куплены билеты и номера в отеле, и туда должны были прилететь их друзья из разных концов мира. Но все пришлось отменить. Оказалось, что подавать документы заново можно только через три месяца, а до помолвки оставалось всего полтора. Очень обидно".
"На Бали довольно много экспатов, в том числе около ста тысяч русскоговорящих – из России, Украины и Казахстана", – отмечает Михаил Тюрин, по словам которого, это теплая комфортная страна, визу которой многие продляют, уже находясь на месте или выехав в соседнюю страну. Таким образом, туристы остаются там на длительное время работать, вести свой бизнес или просто в качестве фрилансеров-программистов. Поэтому беспокойство дипломатов вполне понятно. Однако сейчас от этого страдают туристы. Бали пользуется спросом – это один из островов мечты, причем стоимость проживания там вовсе не заоблачная, как, например, на Мальдивах или Маврикии. На Бали с удовольствием едут молодожены. "Желающих достаточно, но мы советуем туристам не торопиться, а делать предварительные бронировки до того момента, пока не получат визу".
В посольстве Индонезии пояснили, что отказы туристам происходят в основном из-за банковских документов: "Либо потому, что они фальшивые, либо потому, что не поддаются проверке. Чтобы у туристов не было сомнений в подаче их документов, мы советуем туроператорам делать ксерокопию (или фото) квитанции, которую выдаем при получении документов".
Что касается официальных документов об отказе, которые можно было бы предоставить в авиакомпанию, то туристам предлагают внимательнее читать памятку на сайте посольства: турист самостоятельно несет ответственность за выкупленные заранее билеты и проживание в отеле.