На сайте сети никакой информации о финансовых трудностях не имеется. Все как обычно c акциями и предложениями.
В данный момент, по сведениям розницы, срочные заявки турагенты оплачивают напрямую туроператорам.
"У них проблемы с оплатами, а деталей, наверное, пока никто не знает, - говорит гендиректор TUI Ukraine Владимир Щупак. – Многие туроператоры отключили эту сеть раньше. Мы их строго контролировали, поэтому по улетевшим туристам они нам не должны. По ближайшим вылетам есть несколько неоплаченных заказов. Их или отменим или клиенты/агенты оплатят повторно и улетят".
"Я счастлива, что порвала с "Горячими турами" два месяца назад, признается глава Siesta Ольга Дяченко, которая действительно отключила сеть от системы, поскольку деньги от "Горячих туров" приходили с опозданием. – И я ведь всех предупреждала. Может, клиенты наконец поймут, что хватит идти на шару. Дешевый сыр становится большой дырой от бублика".
"В данный момент сеть не дает информации по своему долгу. Я думаю, что ситуация будет как с "Ньюз Тревел". Приостановят деятельность из-за финансовых сложностей", - делает вывод Артур Любич, сотрудник отдела маркетинга туроператора IdrisKa tour.
По оценкам экспертов, от финансовой несостоятельности сети "Горячие туры" могут пострадать от 3 до 5 тысяч туристов, при этом речь идет навскидку о сумме в 1-2 миллиона долларов.
Представитель одного из ТА сообщил, что, по его сведениям, директор сети уже не в Украине, но по "виберу" обещает все вернуть, мол, скоро "Горячие туры" выкупит другая сеть. Также есть информация, что в последнее время компания проводила оптимизацию и сокращала офисы, "но это не помогло".
"Сети вроде "Горячих туров" не могут обанкротиться – только в случае выведения денег из оборота, – комментирует другой эксперт. – Если компания не воскреснет, то речь будет идти не о банкротстве, а о сознательных и целенаправленных манипуляциях с чужими деньгами". Собеседник уточняет, что никто из руководства сети трубку не берет, в том числе и замдиректора. В то же время другой агент говорит, что замдиректора сети Владислав Безверхний 27 июня проводил вебинар для турагентов и не был так уверен насчет упомянутой сделки с другой сетью.
Турагенты, чьи деньги так и не дошли до туроператоров, в панике. Спрашивают друг у друга, что делать и не находят ответа. "Судиться с туристами или возвращать деньги туристам, - считает глава одной из компаний. – Дело в том, что в Украине еще такого не было. Ни одна из сетей до сих пор не банкротилась – опыта действий в такой ситуации ни у кого нет. Но, думаю, предпринимать нужно то же самое, что и в случае с туроператорами. Турагенты действовали на основании субагентского договора с центральным офисом сети. Пускай поднимают его и читают, что там написано".
Старший менеджер отдела продаж "АЛЬФ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР" Мария Смиян отмечает: "Безумно жаль агентов и туристов. Вторые год трудились, чтобы заработать на столь долгожданный отпуск, а первым сейчас приходится доставать деньги из своего кармана и платить повторно за туры. И ведь в этих агентствах работают наши друзья, знакомые, великолепные менеджеры, да и просто хорошие люди". По ее мнению, туроператоры тоже могут пострадать от происходящего – у них "вылезают" неоплаченные кресла на чартерах, штрафы по отелям.
"Со вчерашнего дня мы проверяем каждую заявку. Хотя у нас ситуация оказалась не столь плачевной, как у других. Проблема с оплатами от центрального офиса этой сети не нова. Мы старались держать их все время "в тонусе". Регулярно звонили в бухгалтерию, просили оплатить. Пытались донести до бронирующих агентов, что не только мы должны звонить в центральный офис, но и сами агенты. Поэтому большинство заявок у нас были оплачены. Суммарно около 30 неоплаченных заявок, меньше 10 из них – на ближайшую неделю. Были заявки на завтра. Остальные – на более поздние даты. В основном по нашим профильным направления – Черногория, Болгария и Хорватия. Ситуацию усугубляют праздники – многих агентов информация от их центрального офиса застала в дороге, на даче, на природе, где они ничего решить не могут. Я уверена, что до сих пор есть менеджеры, которые еще не в курсе. Поэтому наш ТО принял решение не снимать ни одной заявки. Теперь будем вместе с агентствами принимать индивидуальное решение по каждой из заявок", - поделилась Мария Смиян.
Если самые худшие опасения подтвердятся, то пострадают не только отдельные агенты и туристы – пострадает весь рынок, отмечают эксперты. Так как это отразится на репутации туркомпаний и доверии туристов. "А хуже всего придется сетям с похожими названиями, которые никакого отношения к "Горячим турам" не имеют, но чьи торговые марки со словом "горящие" созвучны. Из-за этого их всегда путали не только туристы, но даже агенты и туроператоры.
На предположения, что сеть может кто-то выкупить, Юрий Авдеев, глава компании "Айти-тур" выссказал свое мнение: "Считаю это очень маловероятным событием, так же, как уверенность некоторых игроков, что сеть может купить кто-то из туроператоров.
Сеть ценна своим брендом. При смене бренда - это уже будет просто компания турагентств, собранная непонятно для какой цели, и способная в любой момент разъехаться по своим домам.
Конечно, агентства согласятся поучаствовать и в новой сети под брендом тикетса или Анекс-тура, при условии, что новые хозяева сети погасят долги прежних, однако, это будет ненадолго.
А бренд "Горячие туры" теряет свою цену каждый час состояния неопределённости, и через пару дней его цена может принять отрицательное значение."