Если эти нормы станут законом, то под запрет могут попасть такие украинские туроператоры, как Anex Tour, Pegas Touristik, Coral Travel и Natalie Tours, чьи российские тезки продают путевки в Крым. Это же может коснуться украинских турагентов, реализующих туры компаний-нарушителей.
Автор законопроекта Николай Княжицкий прокомментировал свою инициативу так: "Вы знаете, что многие демократические страны ввели строгие ограничения на любые отношения с АР Крым кроме как через украинские государственные органы. Это привело к тому, что международные и даже крупнейшие российские компании не осуществляют рейсы в Крым, не швартуются в крымских портах, не организовывают поездки на оккупированную территорию, поскольку они сразу подпадают под установленные другими странами ограничения. И довольно странным выглядит, когда такие ограничения относительно украинской оккупированной территории были введены во многих странах мира, но в самой Украине их нет".
Господин Княжицкий убежден, что по сути Украина просто наблюдает, как целый ряд коммерсантов организовал неплохой бизнес, суть которого заключается в массовых, систематических нарушениях ее государственных границ, игнорировании международных договоров и украинских законов. "Но наше государство не принимает никаких мер для прекращения таких действий. Это бесспорно нонсенс. При этом работают такие компании даже не прячась под одними и теми же брендами в Украине и России", - отмечает народный депутат.
Напомним, из топ-10 украинских туроператоров семь работают под теми же самыми названиями и в России. А если учесть закрывшийся News Travel, то получается вообще 7 из 9. При этом российские TEZ Tour, TUI и Mouzenidis Travel туры в Крым не продают. У оставшейся четверки в случае принятия "закона Княжицкого" могут быть проблемы, которые коснутся и более мелких компаний вроде "Кандагара", имеющего офисы в Крыму и в остальной части Украины.
"Давайте спросим себя, а возможно ли такое, скажем, в Израиле? – сказал Николай Княжицкий журналистам – Может работать на Кипре международная туристическая или транспортная компания, которая организует туры или осуществляет перевозки в оккупированный Северный Кипр в обход официальных органов Кипра? Ответ очевиден – эффективные страны не торгуют своим суверенитетом и защищают его всеми возможными демократическими средствами".
По мнению народного депутата Княжицкого, Украина должна быть активной в защите собственных интересов на собственной территории: "Если какая-то компания осуществляет авиа-, авто- или морские перевозки в Крым мимо украинских пропускных пунктов или организует массовые путешествия с незаконным пересечением государственной границы Украины, мы не должны оставлять это безнаказанным". Николай Княжицкий считает, что наконец пришло время последовательно защищать национальные интересы.
Его законопроект 2285а от 3 июля 2015 года предлагает дополнить закон "О туризме" такими нормами, как, например: "Субъектами туристической деятельности не могут быть субъекты хозяйствования, деятельность которых направлена на оказание транспортных или туристических услуг с нарушением установленного законодательством Украины порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда с нее, а также связанные с ними лица".
Согласно законопроекту, таким субъектам хозяйствования не может быть выдана лицензия на туроператорскую деятельность, а договор на туристическое обслуживание, заключенный с подобным предприятием, является ничтожным. "Заключение ничтожного договора, предусмотренного предыдущим абзацем, влечет возврат туристу всего, что он уплатил или должен уплатить по такому договору, в десятикратном объеме", - такую санкцию предлагает ввести Николай Княжицкий.
Он также хочет дополнить закон "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" такими нормами:
"3. Субъектам хозяйствования, деятельность которых направлена на оказание транспортных или туристических услуг с нарушением установленного законодательством Украины порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда с нее, а также связанным с ними лицам, запрещается заниматься соответствующей деятельностью на территории Украины.
Предусмотренный предыдущим абзацем запрет касается всех юридических лиц или физических лиц-предпринимателей, независимо от того, резидентом какой страны они являются, форм собственности и организационно-правовой формы.
4. К деятельности, направленной на оказание транспортных или туристических услуг с нарушением установленного законодательством Украины порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее, относится, в частности:
а) туроператорская и турагентская и любая другая деятельность, при осуществлении которой организуются, предлагаются, продаются или предоставляются услуги, одной из составляющих которых является въезд граждан на временную оккупированную территорию не через контрольные пункты въезда-выезда;
б) деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров, грузов, багажа речным, морским, автомобильным, воздушным транспортом с въездом на временную оккупированную территорию не через контрольные пункты въезда-выезда;
в) любая посредническая деятельность по предложению, предоставлению, заключению сделок или оплаты услуг, указанных в пунктах а) и б) части четвертой этой статьи Закона, в том числе деятельность по продаже авиабилетов агентами авиакомпаний».
Проще говоря, продажа любых авиабилетов с вылетом из Симферополя или прилетом туда тоже станет незаконной, а это может затронуть, например, Tickets.ua, Bravoavia и множество других компаний.
Особый интерес вызывает норма законопроекта, определяющая связь с предприятием-нарушителем. В этой порочной связи могут уличить любое лицо, которое "каким-либо образом принимает участие в организации, продаже (реализации), рекламе и т.д. любых путешествий, поездок, перелетов, перевозок на временно оккупированную территории Украины с въездом иначе, чем через контрольные пункты въезда-выезда".
В частности, для определения таких лиц достаточно хотя бы одного из следующих признаков:
а) лицо является агентом, коммерческим агентом, комиссионером и т.п. любого из лиц, указанных в части четвертой настоящей статьи, независимо от того, как соответствующие агентские отношения оформлены;
б) лицо действует с любым из лиц, указанных в части четвертой настоящей статьи, под общей торговой маркой, то есть в соответствии со статьей 16 Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" использует торговую марку (независимо от факта ее регистрации в Украине и наличия лицензионных или иных отношений), под которой осуществляет деятельность непосредственный нарушитель;
в) лицо действует под таким же или схожим до степени смешения коммерческим (фирменным) наименованием, под которым действует любое из лиц, указанных в части четвертой настоящей статьи;
г) лицо приобретает у третьих лиц какие-либо из указанных в части четвертой настоящей статьи услуг с целью их дальнейшей продажи на территории Украины;
е) владельцы существенного участия в лице являются связанными лицами с собственниками существенного участия в предприятии, деятельность которого направлена на предоставление транспортных или туристических услуг с нарушением установленного законодательством Украины порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее.
Как видим, подпункт д) из законопроекта пропал еще до регистрации. Зато Николай Княжицкий не забыл об Уголовном кодексе, статью 332-1 он предлагает поправить так, чтобы наказывать нарушителей своего закона "лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества".
Николай Княжицкий предлагает ввести его в действие через два месяца после публикации. Пока же законопроект находится в профильном комитете на изучении.