В турагентствах отмечают, что с аналогичными уведомлениями от других туроператоров пока сталкиваться не приходилось. "Как я могу отвечать за правдивость предоставляемой туристами информации, если у меня нет возможности ее проверить?", – недоумевает директор компании Have Rest Алиса Шкаровская. С ней согласна и глава "Глобус-Украина" Ирина Найчук, отметившая, что перекладывать на агентов ответственность за невыдачу дипведомствами виз как минимум неправильно. "Несмотря на то, что при таком раскладе больше страдает турист, агентству тоже несладко: помимо того, что теряется время и, скорее всего, комиссия, страдает и репутация, поскольку оштрафованный турист зачастую не видит или не хочет видеть разницы между турагентом и туроператором и ведет себя соответственно", – отмечает еще один собеседник.
Представители другого полюса дискуссии отмечают, что подделка справок – действительно старая проблема. "Поэтому надо смотреть на причину отказа в выдаче визы. И если это действительно связано с подачей недостоверной информации, то туроператора тоже можно понять", – полагает директор "Аполло-тур" Андрей Демура. Тем более что случаи лишения аккредитации туроператоров в генконсульстве Чехии уже случались. С другой стороны, в большинстве агентских договоров прописано, что отказ в выдаче визы не является смягчающим фактором при начислении штрафов, поскольку отправляющая сторона не несет ответственности за действия консульского учреждения. "Однако на деле каждый такой случай рассматривается в рабочем порядке. Туроператор, как правило, старается минимизировать штрафы путем переговоров с отелями или с помощью продажи перевозки или ее части", – напоминает эксперт.
Есть и третье мнение: туроператор просто берет агентства "на испуг", пытаясь заставить их самостоятельно отсеять неблагонадежных туристов. Аргументация такая: опытному специалисту не составит большого труда вычислить потенциальных мигрантов и "невозвращенцев" еще на этапе подбора тура.