В агентской среде есть мнения как за, так и против. "Туроператоры, увы, не всегда могут оперативно решить проблемную ситуацию. В случае её возникновения порой приходится слышать рекомендацию обращаться в принимающую компанию. Туроператоры, по сути, превратились в средство перечисления денег за границу", – констатирует представитель одного из агентств. Еще один собеседник отмечает, что с зарубежными партнёрами подчас можно договориться о более приемлемой цене, что в нынешней ситуации тоже дорогого стоит.
У противников такой схемы работы тоже достаточно убедительная аргументация. Она сводится к тому, что в работе напрямую также скрыты и немалые риски. Например, всю полноту ответственности за возможные сбои будет нести уже не зарубежный партнёр, название которого ничего не скажет туристу, а сам турагент. Кроме того, проблемную ситуацию проще решить с местным туроператором, задействовав свои связи или узнав прямые контакты нужных специалистов.
Законна ли подобная схема работы? Директор консалтинговой компании "Блакитна Хвиля" Нина Козенко отмечает, что вполне законна, но с рядом оговорок. Например, субъект-предприниматель может выбрать из классификатора видов экономической деятельности любое количество кодов, в том числе и код 79.90, по которому он не является ни туроператором, ни турагентом, а просто одной из сторон договора. Это может быть агентский договор с нерезидентом или договор поручения с туристом. Но это – в теории. На практике агентству не помешает найти специалистов, которые хорошо разбираются в тонкостях валютной бухгалтерии и законодательства.
Своя правда и у туроператоров, которые напоминают, что такая же тенденция прослеживается и на прочих направлениях, не охваченных чартерными программами. "Мы не можем запретить агентствам выходить на зарубежных партнёров, – говорит, в частности, директор GTO Travel Company Михаил Тюрин. – Но готовы ли они сами массово работать с агентствами?". Эксперт полагает, что компании топового уровня скорее предпочтут сотрудничество с туроператорами, причем из аналогичной "весовой категории". Кроме того, агентства, в большинстве своём, не посещают профильные зарубежные выставки, где как раз и налаживаются контакты и нарабатывается база для дальнейшего сотрудничества. Не стоит забывать и о том, что ценообразование по отдельным странам, в частности, по тем же Мальдивам – достаточно непростое. Отели присылают весьма объемные инфоматериалы, разобраться во всех нюансах которых – весьма трудоёмкий процесс.