Делить перевозчиков на бюджетных и традиционных становится всё менее актуально. Популярные сегодня лоукост-авиакомпании понемногу расширяют перечень предоставляемых услуг, предлагая своим клиентам дополнительный сервис. В то же время авиакомпании-флагманы, желающие повторить успех бюджетных конкурентов и соответствовать глобальному тренду гибридизации бизнеса, вводят более низкие тарифы.
Ещё в 2012 году американский перевозчик Delta Air Lines одним из первых "пошёл на уступки" тренду и запустил базовый эконом-продукт, который в первую очередь направлен против прямых конкурентов — лоукост-авиакомпании Frontier Airlines и Spirit Airlines. И, как показало время, такая стратегия оправдала себя.
В 2015-м компания American Airlines также последовала этому примеру. "50% наших доходов мы направляем на то, чтобы увеличить свою долю на рынке. Популярность лоукост-перевозчиков обязывает нас пересмотреть собственную стратегию", — признаётся президент American Airlines Скотт Кирби. А Джим Комптон, финансовый директор авиакомпании United Airlines, намекнул, что "большая тройка" американских перевозчиков (American Airlines, Delta Air Lines и United Airlines) готовится к экспансии в бюджетном сегменте уже к концу этого года. Индийская Jet Airways и британская British Airways тоже задумались над успехом крупнейшей лоукост-авиакомпании Ryanair и предприняли действия для повышения лояльности своих пассажиров. В марте 2016-го бюджетный гонконгский перевозчик HK Express выпустил видео "Плати за себя, а не за других", в котором сделан акцент на главном преимуществе лоукостеров перед традиционными авиакомпаниями — их гибкости.
"Всё больше людей предпочитают не платить за ненужные им услуги, которые предлагаются им по умолчанию. Но бизнес-модель бюджетных авиакомпаний предполагает экономию именно за счет того, что каждый пассажир платит только за то, что ему действительно необходимо", — комментирует Алексей Муровцев, директор компании "Амадеус Украина".
В 2016 году этот тренд подхватила и Украина. Крупнейший перевозчик страны, компания МАУ, активно внедряет дополнительные сервисы, которые не являются частью самой перевозки. С помощью технологии Amadeus Ancillary Services МАУ уже предлагают своим клиентам такие опции, как предоплата за багаж, перевозка несопровождаемых детей, перевозка животных в салоне самолёта и в качестве зарегистрированного багажа. Amadeus и МАУ продолжают активное сотрудничество с целью расширения данного списка.
"Лоукост-перевозчики первыми показали, что пассажиры не всегда рады системе all-inclusive. Я убеждён, что путешественники по всему миру выбирают лоукост-авиакомпании не только из соображений экономии, но и желая подстроить под себя предлагаемый им классический "конвейерный сервис", — поясняет Алексей Муровцев.
В свою очередь, акклиматизируясь под тренды, бюджетные компании тоже обновляют свои предложения. Лидер бюджетных перевозчиков компания Ryanair представила в этом году тариф Leisure Plus, адресованный отнюдь не постоянным клиентам с ограниченным бюджетом, на которых перевозчик построил свою изначальную стратегию и своё имя. А Wizz Air прошлым летом ввела пакетное предложение с новым перечнем дополнительных услуг. В компании увидели спрос на дополнительный сервис и поспешили предоставить его пассажирам.
Amadeus поддерживает Airline Ancillary Services в центральной системе для большинства авиаперевозчиков украинского рынка. Помимо МАУ, в этом списке также AirFrance, KLM, Lufthansa, "Австрийские авиалинии", Swiss, AirBaltic и другие. Именно мерчандайзинг сейчас является абсолютным must have украинского рынка пассажирских авиаперевозок, о чём свидетельствует рекордный рост продаж дополнительных услуг в 2016 году — он составил невероятные 88%.
Amadeus Украина