Проект изменений в лицензионных условиях осуществления туроператорской деятельности добавит работы поставщикам туруслуг. Например, им придётся оперативно размещать на сайте информацию о задержке рейсов и отправлять эти сведения на электронный адрес органа лицензирования. А также публиковать и на протяжении двух лет хранить на сайте информацию о своих турагентах-партнёрах (в том числе о наличии у них фингарантии, о количестве договоров на туробслуживание и указании страны временного пребывания туристов, отправленных по этим договорам). Есть в проекте и давний дискуссионный пункт о наличии в штате минимум 30% сотрудников со стажем работы в туризме более трёх лет или с высшим образованием в сфере туризма. Среди прочих условий — необходимость обновления туроператорской фингарантии на следующий рабочий день после осуществления гарантийной выплаты. Документ опубликован на сайте Минэкономразвития и торговли.
Практически все пункты турбизнес встретил критикой. "Опубликовать список турагентов, с которыми мы работаем — не проблема. Вопрос в том, как подсчитать количество договоров на туробслуживание, их ведь заключаем не мы, а турагентства с туристами", — недоумевает исполнительный директор Join UP! Дмитрий Сероухов. По его словам, обязать партнёров предоставлять такую информацию крайне сложно, потому что это подразумевает раскрытие объёмов продаж каждой турфирмы. "Имеем ли мы на это право? И заинтересованы ли в этом сами турагентства?", — задаётся вопросом Дмитрий Сероухов.
Нет ясности и по агентским фингарантиям. "О переоформлении фингарантии информирует в лучшем случае 5% агентств", — констатирует директор Delicious Travel Елена Рудик. И повлиять на ситуацию, по её мнению, тоже непросто. Конечно, можно кому-то поручить проверить каждое агентство, но на это может уйти много времени, особенно если туроператор сотрудничает с сотнями или тысячами турфирм. "А требование обновлять фингарантии туроператоров после осуществления выплат по ним — вообще какой-то сюр. Ведь общеизвестно, что такой принцип компенсаций не работает", — добавляет свою порцию критики директор "Аполло-тур" Андрей Демура. Он полагает, что этот механизм давно пора радикально обновить — для возможности реального получения компенсаций в случае невыполнения туроператором своих обязательств.
Удивление вызывают и прочие требования. Собеседники напоминают, что совершенно непонятно, зачем туроператорам предоставлять регулятору данные о задержках рейсов (в условиях даже нет разделения на регулярные и чартерные рейсы) — эту статистику надо запрашивать у перевозчиков. Странно выглядит и требование профильного образования и стажа работы — как показывает история турбизнеса, это отнюдь не гарантия процветания компании. "Список явно избыточен, таких требований к туроператорам нет нигде в мире. Я считаю, что государство должно внедрить эффективный механизм гарантий. Все остальное — внутреннее дело самих туроператоров", — говорит директор "Пегас туристик" Дмитрий Карякин.
Впрочем, есть мнение, что дополнения в лицензионные условия — результат попытки провести изменения в туристическом законодательстве. "Это наиболее простой путь пролоббировать нужные изменения — не через законопроект о туризме, который неизвестно когда будут рассматривать, а посредством постановления Кабмина. А заодно и убрать из реестра туроператоров, которые не выполнили лицензионные условия", — предполагает директор Dream Travel Ольга Михайличенко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Турбизнес не во всём согласен со статистикой Минэкономики
Таиланд подешевеет в декабре и январе
Владислав Фришко