В следующем году все турагентства могут обязать установить платёжные терминалы. Как следует из проекта постановления Кабмина "Об утверждении требований к субъектам хозяйствования относительно приема электронных платежных средств в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги)", сделать это планируется до 1 июля. Текст документа можно прочитать на сайте Минэкономразвития и торговли.
Инициатива правительства не на шутку встревожила турагентскую среду. Судя по развернувшемуся в профильных группах обсуждению, не всем такие планы по душе — например, в силу необходимости оплачивать банку дополнительную комиссию (2-3% от каждого платежа). А также в связи с дополнительными расходами на сам терминал и на его обслуживание. "Кроме того, добавится работы по отчётам — ведь данные по безналичным платежам тоже надо предоставлять в налоговую", — отмечает, в частности, директор "Вокруг света" Оксана Зобова. По её мнению, стремление правительства обеспечить туристам доступ к безналичным расчётам понятно и логично, но как бы при реализации этой идеи не получилось "наломать дров".
Но есть мнение, что инициатива не так страшна. И даже может повысить эффективность продаж. "Комиссия банка — не столь большая плата за привлечение дополнительных клиентов. Ведь не все носят с собой большие суммы наличных. Кому-то проще осуществить предоплату или даже полностью оплатить тур банковской картой", — рассуждает директор харьковского турагентства "Пингвин" Антон Мошков. Также он отметил, что финансовые издержки, связанные с обслуживанием терминала, тоже не столь велики. Особенно если не увлекаться скидками. "За свой терминал мы платим всего 300 гривен в месяц. И его нам установили бесплатно согласно условиям договора с банком", — заключил наш собеседник.
Не исключено, что в турагентствах всё же будут искать обходные пути. Например, добавлять банковскую комиссию к стоимости тура, чтобы минимизировать расходы. Или говорить туристам, что терминал сегодня не работает, поэтому осуществить безналичную оплату невозможно. Но оба варианты чреваты неприятностями. "Увеличивать стоимость тура — явное нарушение закона о защите прав потребителей. Если турист это заметит и пожалуется в Госпродпотребслужбу, это будет как минимум повод для внеплановой проверки и штрафа", — напоминает директор консалтинговой компании "Блакитна Хвиля" Нина Козенко. Другая же опасность, по её словам, заключается в том, что при длительном неиспользовании терминала банк сможет расторгнуть договор на обслуживание. И тогда агентству придётся заключать новый договор.
Но альтернативы есть. Директор луцкой турфирмы "Барбадос" Ирина Калис отмечает, что оплата через терминал — не единственный путь для туриста, желающего провести безналичный расчёт. "Зачем мне дополнительные затраты в виде комиссии банка, если турист может провести оплату посредством Приват24? При этом банк удерживает всего 50 гривен за каждый платёж. Для туриста оба вида оплаты — безнал, но для агента они сопряжены с разными расходами", — констатирует Ирина Калис.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Сэкономить на шопинге в Эмиратах можно уже с воскресенья
Туроператор заявил амбициозные планы по Тунису
Владислав Фришко