Украинская Ассоциация туристических агентств направила в АМКУ заявление о нарушении законодательства о защите недобросовестной конкуренции. Контролирующий орган просят обратить внимание на промо-прайсы, из-за которых туристам фактически предлагают один и тот же турпродукт по разным ценам, не говоря уже о том, что фактически это скидка туристу за счет турагента. "Считаем, что ценовая политика туроператора должна быть максимально понятной для всех участников рынка", — отмечают в Ассоциации. Второй тревожный момент, по мнению составителей заявления, заключается в наличии на рынке скрытых доплат. Это приводит к тому, что публикуемая на сайтах туроператора цена в итоге оказывается неактуальной (например, из-за доплаты за рейс). "Это обман потребителя, общение с которым ложится на плечи менеджеров турагентства", — делают вывод в УАТА, при этом выражая надежду, что вмешательство АМКУ ускорит процесс перехода к цивилизованному рынку.
Реакции ведомства, пока, видимо, не последовало. По мнению же юристов, УАТА обратилась не совсем по адресу: если есть сигналы о введении потребителя в заблуждение или о его обмане, логичнее было бы обратиться в Госслужбу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Но даже если и будет проведена проверка, то оснований придраться к туроператорам нет, потому что украинское законодательство не считает промо-прайсы и скрытые доплаты нарушением. В этом убеждена директор консалтинговой компании "Блакитна Хвиля" Нина Козенко. Юрист напоминает: на туррынке Украины работает только четыре туроператора, которые указывают на своих сайтах окончательную цену на турпродукт. Все остальные же по сути как раз и публикуют промо-прайсы, а агентства далее могут продавать их туры по какой угодно стоимости. "Этот момент чётко прописан в агентских договорах, которые до сих пор мало кто читает: и цена (общая стоимость), и SPO — не что иное, как специальные предложения туроператора, указанные на сайте, в каталогах и в других материалах, а также сведения о максимально возможной стоимости услуг, которую может оплатить турист при приобретении туруслуг", — напоминает Нина Козенко. В эту сумму могут быть также включены стоимость услуг, которые предоставляет туроператор, транспортные, страховые компании и прочие субъекты туристической деятельности, а также консультационные и информационные услуги по подбору тура, которые предоставляет туристу непосредственно турагент. Так что говорить о том, что кто-то один нарушает закон или некие неписаные правила ведения бизнеса, не приходится.
По словам Нины Козенко, аналогичным образом обстоят дела и со скрытыми доплатами — здесь тоже не получится обвинить туроператоров в каком-то нарушении или обмане потребителей. Дело в том, что согласно Закону Украины "О туризме", туроператоры могут реализовывать как комплекс туруслуг, как и одну-единственную услугу — например, продавать только авиабилеты или только услуги размещения. "Из этой возможности, собственно, и родилось столь популярное нынче динамическое пакетирование — комплекс туруслуг под конкретный заказ или запрос рынка, которые туроператор, турагент или турист могут добавлять или убирать на своё усмотрение", — отмечает наша собеседница.
Мы в Telegram!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
"Цитрус" активно вышел на тревел рынок, что думают турпрофи?
Загранпаспорт летом подорожает
Владислав Фришко