В Facebook активно обсуждается ситуация, случившаяся несколько дней назад в Египте с семьёй туристов. Поскольку подобные случаи не являются большой редкостью, мы не называем туроператора и приводим только главные факты, но попросили юристов дать правовую оценку случившемуся.
Судя по посту, опубликованному туристкой, события разворачивались следующим образом:в начале мая, уже находясь в отеле, она узнала от гида, что оплата за отдых её семьи, (где помимо двух взрослых было несколько детей) в отель так и не поступила, и этот вопрос надо решать, иначе придётся освободить номер. Вскоре аналогичное предупреждение поступило и от принимающей компании. В туркомпании, по линии которой улетели туристы, им сказали, что эти проблемы туристов не касаются, и всё будет решаться между туроператором и принимающим партнёром. Однако, вскоре отель снова потребовал либо платить за номер, либо выселяться. Дальнейшее общение с представителями туроператора результатов не принесло — по словам автора поста, там к тому времени уже сменился менеджер. В результате к решению проблемы подключился турагент, через которого бронировался тур — туристам ежедневно перечислялись деньги для оплаты проживания в номере. Несмотря на то, что в итоге семью так никто и не выселил, отдых был испорчен, поскольку туристы, внёсшие оплату за тур ещё в апреле, фактически стали заложниками разборок между турагентом, туроператором и принимающей компанией. Спокойствия не добавляли и постоянные предупреждения об аннуляции обратных билетов и о выселении из отеля в случае, если за них не будет внесена оплата.
Позже было опубликовано и заявление туроператора, которое помогло разобраться в предыстории проблемы. В ТО обращают внимание на то, что на момент заключения договора на туристическое обслуживание и получения от туристов оплаты турагентство не заключило с нею агентский договор. Запрос на подписание договора и получение доступа к онлайн-системе бронирования был зафиксирован спустя 11 дней с момента оплаты тура туристами. Это произошло 25 апреля 2019 года — в выходной день. Поэтому от директора турагентства было принято гарантийное письмо с обязательством оплатить полную стоимость турпродукта не позже 2 мая. Поскольку письменное обязательство было получено, туроператор предоставил полный пакет документов на имя туристов. Но в указанный срок оплата от турагента так и не поступила, переговоры с турагентом ни к чему не привели. У туроператора подчеркнули, что турагент фактически присвоил деньги, принадлежащие туркомпании, все туристы, которые бронировали туры через это агентство, проинформированы и обратились в данное турагентство за разъяснениями. Туроператор также инициировал обращение в полицию по факту незаконного завладения деньгами. В заявлении ТО акцентируется внимание и на том, что туристам предоставят места на борту самолёта для их возвращения в Украину. А также напоминают, что согласно украинскому законодательству, туристы имели право ознакомиться с полномочиями агента на подписание договора от имени туроператора, а также убедиться в наличии или отсутствии агентского договора между турагентом и туристическим оператором, которого на момент оплаты тура не существовало.
Кто же в итоге допустил такую ситуацию и правомерно ли так допекать туристов, которые отдали свои деньги турагенту и настроились на отдых? В многочисленных комментариях к этой публикации неоднократно высказывается мысль о том, что если туроператор после получения гарантийного письма от турагентства выдал документы туристам, то в дальнейшем вся ответственность за предоставление туруслуг лежит именно на нём. В таком же ключе прокомментировала ситуацию и директор консалтинговой компании «Блакитна Хвиля» Нина Козенко. «Если туроператор одобрил действия агентства, даже до заключения договора, то правовые отношения между туроператором через турагента с туристами всё равно возникли — это следует из 31 главы Хозяйственного кодекса Украины», — напоминает юрист. Поэтому вне зависимости от того, поступила ли оплата от турагента или нет, туроператор обязан выполнять свои обязательства перед туристами, а уже потом или параллельно с этим разбираться с турагентством. Это регламентируется также статьёй 20 Закона Украины «О туризме». «В то же время это обстоятельство не снимает часть вины и с турагентства, которое обязалось предоставить оплату в определённый срок и не сделало этого. К тому же, судя из комментариев туроператора, первоначально турагент действовал не от имени туроператора, что тоже неправильно и является превышением полномочий. Но туристы оставаться крайними в любом случае не должны», — отмечает Нина Козенко.
Что же можно посоветовать самим туристам, попавшим в подобную ситуацию? По мнению председателя общественной организации «Адвокаты туристического бизнеса» Николая Слюсаревского, в таких случаях главное не поддаваться панике и объяснять, что деньги за отдых заплачены, и то, что они не поступили туроператору — не вина отдыхающих. Доказательством факта оплаты и возникших правовых отношений между туроператором, турагентом и туристами являются документы — туристический ваучер и авиабилеты, которые выдал туроператор. «В крайнем случае можно вызывать туристическую полицию или хотя бы намекнуть о такой возможности — в Египте турполиция часто становится на сторону туристов», — отмечает Николай Слюсаревский.
ВНИМАНИЕ: на 3 дня возьмем страницу вашего агентства в соцсетях на бесплатный тест-драйв услуги от проекта Мастерlike, оставляйте заявку и наша команда сделает вашу страничку красивой!
Мы в Telegram!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В Украине запустили Telegram-бота для ФОП, который платит налоги и сдает отчеты
Трагедия в Шереметьево: могли спасти больше?
Прайс по Турции просел. За чей счёт?
Владислав Фришко