Мы в Telegram! Подписывайтесь на канал и получайте новости турбиза свежими!
Кризис, который не обошёл и туристическую отрасль, безусловно, будет иметь последствия. Особенно если ситуацию с распространением коронавируса удастся в короткие сроки взять под контроль, и у людей снова появится возможность и желание путешествовать.
Пока что ситуация совсем уж фатальной не выглядит. О том, что говорить "всё пропало, шеф" рановато, говорят данные аналитических исследований. Трафик наиболее посещаемых туристических сайтов и агрегаторов пока не демонстрирует тенденций к снижению, это прослеживается на примере Booking.com, чья динамика запросов на отели в целом остаётся в рамках сезонности. Что же касается авиабилетов, то здесь на фоне неизбежного провала в марте и апреле наблюдается подъём бронировок на майские даты. Это свидетельствует о наличии хорошего отложенного спроса. Как сообщает портал profi.travel, об этом говорится в аналитическом отчёте Amadeus, который был на днях представлен туробщественности и СМИ. На отложенный спрос и скорое открытие авиасообщения уповает и более половины турагентств: это видно по результатам опроса в нашем телеграм-канале, где проголосовало несколько сотен турпрофи. В то же время упаднических настроений тоже хватает: 13% опрошенных признали, что уже задумываются, в какой сфере им работать дальше, а 16% выбрали вариант "до апреля продержимся, а дальше — не факт". Ещё 16% подтвердило намерение перейти на удалённую работу, сняв тем самым вопрос выплаты арендной платы.
Директор GTO.ua Михаил Тюрин полагает, что очень многое зависит от времени действия карантинных и прочих ограничительных мер во всем мире. Чем дольше они продлятся, тем сильнее будет экономический спад, и туризм не останется в стороне от общего тренда. Пострадает и сфера услуг, и логистика, и авиакомпании, и сами туроператоры с турагентами — зацепит всех. "Но я вижу по нашей статистике запросов, что летний период у нас продолжают смотреть, что по-прежнему интересуются и отдыхом в Европе, и более дорогими турами в экзотическом сегменте. И примерно по 90% забронированных туров у нас сдвиг даты вылета. Это говорит о том, что абсолютное большинство наших клиентов не разочаровалось в перспективах своего отдыха", — констатирует Михаил Тюрин. Поэтому наш собеседник убеждён в том, что cейчас самое время внедрять новые методы и технологии работы — оптимизировать затраты, отходить от старых методов работы и систем бронирования. А также учиться онлайн-продажам и осваивать облачные технологии, позволяющие в реальном времени формировать турпродукт по новому направлению буквально за считанные минуты и при этом обходиться без отдельного департамента со штатом в несколько человек. "Сильно упрощая, могу сказать, что не менее 80% создаваемого турпродукта можно смело оптимизировать. Эти изменения назревали давно, кризис попросту их ускорил и всех поставил перед необходимостью пересмотреть свое отношение и подход к своему бизнесу", — заключил Михаил Тюрин.
По мнению директора "Сети Агентств Горящих Путёвок" Равиля Хамитова, карантин обрушит спрос минимум на три-четыре месяца. А может и дольше, потому что даже когда ситуация с распространением коронавируса начнёт улучшаться, все страны одновременно свои границы не откроют, да и популярные курорты, вероятнее всего, откроются позже всех. Так что о полноценном летнем сезоне, скорее всего, придётся забыть. Отложенный спрос, конечно, будет, но значительно меньше, чем все ожидают. Есть ещё вариант, что ситуацию смогут с выгодой для себя использовать украинские курорты — при условии, если в Украине карантин продлится недолго.
А вот вопрос, как выживать в изменившихся условиях турагентствам, остаётся одним из самых непростых и болезненных. "Многие сейчас c умным видом рассуждают в соцсетях о некой финансовой подушке, которая якобы могла бы спасти бизнес, или о том, что кризис — это пора новых возможностей, которые можно использовать. Мне немного забавно это слышать", — говорит глава САГП. По его мнению, грамотно вырулить из сложившейся ситуации смогут немногие, и именно они в дальнейшем будут определять законы и правила турбизнеса, его идеологию, благо развернуться будет где. Потому что когда продажи восстановятся, возобновлять работу придётся практически в "чистом поле". И турбизнес, конечно, не умрёт, он просто станет другим. "Сейчас пришло время немногих людей, которые смогут сориентироваться в ситуации и перестроиться. Для них кризис не проблема, а наоборот, подспорье, потому что он расчищает рынок для новых, нестандартных решений. Как раз на такое непростое кризисное время я и готовил два своих новых проекта, презентация которых произойдёт уже очень скоро. Я буду рад каждому, кто согласен с моим мнением и готов к переменам", — резюмировал Равиль Хамитов.
СEO компании Vitiana Татьяна Кондратенко тоже настроена оптимистично. Она уверена, что после того, как ситуация начнёт налаживаться (а это обязательно произойдёт) спрос восстановится, и возможно даже в большей степени, чем раньше. "После того, как минует острая стадия стресса, людям захочется новых впечатлений и позитива, а путешествия для этого подходят как нельзя лучше", — говорит она. Немаловажное значение только для этого будет иметь то, как туркомпании переживут этот беспрецедентно сложный для себя период, смогут ли сохранить свою команду. "В этом плане нам очень помог опыт зимы 2013/2014 годов, когда всем тоже было не до туризма. Нам удалось выстоять тогда, выстоим и теперь", — убеждена глава Vitiana.
С мнением коллег согласен и директор Tabu Tour Максим Циркель. "Пандемия рано или поздно пройдёт, продажи возобновятся и тогда на рынке произойдёт нереальный бум, от которого выиграют и перевозчики, и туроператоры, а следовательно — и их партнёры", — прогнозирует он. По его наблюдениям, даже сейчас спрос полностью не обнулился, а только сместился на более поздний период. В пример наш собеседник приводит динамику продаж по собственной компании, по которой даже сейчас идут продажи авиабилетов в Италию на летние месяцы — 3-4 бронировки в день. Что, конечно, не идёт ни в какое сравнение с обычной для весеннего периода динамикой продаж, но лучше, чем ничего.
Ключевое значение для многих также будет иметь то, как руководители компаний смогут оптимизировать свою работу, затормозить процессы, включить режим экономии. "Нам, к примеру, удалось свести свои траты к нулю: удалось договориться об освобождении от арендной платы на два месяца, отправили сотрудников на фриланс без оплаты ставки. В этом нам помогло ещё и то, что работа у нас для всех наших менеджеров не основная. К тому же профиль Tabu Tour не такой, как у большинства турагентств: в приоритете у нас не продажа классических пакетных туров, а более широкий спектр услуг, включающий реализацию авиабилетов, страховок и виз", — рассказал Максим Циркель.
Похоже, что умение приспосабливаться к изменяющимся условиям и перепрофилировать свой бизнес в ближайшее время станет ключевым условием для выживания в новой реальности. В то же время собеседники не исключают, что долгая остановка продаж станет фатальной не только для турагентств, но и для туроператоров и авиакомпаний, у которых запас прочности хоть и повыше, чем у розницы, но всё равно не бесконечный. А также для потенциальных потребителей туруслуг, которые тоже сталкиваются с похожими проблемами в виде закрытия рабочих мест, перевод на работу на дому или вовсе потеря таковой, что не лучшим образом сказывается на их финансовой состоятельности.
В ПОМОЩЬ ТУРАГЕНТУ: для всех турпрофи - профессиональный и качественный сервис поддержки профилей туркомпаний в соцсетях Мастерlike! оставляйте заявку и наша команда сделает вашу страничку красивой!
Владислав Фришко