Мы в Telegram! Подписывайтесь на канал и получайте новости турбиза свежими!
1 апреля представители агентских сетей и турфирм встретились в рамках виртуального круглого стола, задачей которого стало обсуждение дальнейших перспектив работы и поделиться опытом в решении ряда проблем. В нём приняли участие Равиль Хамитов (САГП), Олег Кулик (Поехали с нами), Александр Довгопол (ХО), Вадим Бугайцов (ТОП-тревел), Анжелика Малахай (Мер-ка-ба), Аля Колдарарь (Бумеранг-тур) и юрист Виталий Паляничко. Модератором выступил бизнес-спикер Сергей Куделько. Мероприятие, анонсированное накануне, продолжалось около двух часов и к середине дня уже собрало свыше тысячи просмотров. А вопросов, поступивших спикерам от зрителей, оказалось столько, что было принято решение посвятить ответам на них отдельный круглый стол.
Первой и основной темой обсуждения ожидаемо стали аннуляции и переносы туров, над которыми продолжают ломать голову турагентства и туристы. По словам Олега Кулика, ситуация накаляется не только неопределённостью, но и изменениями по условиям аннуляции, которые многие туроператоры сделали "задним числом" уже после введения карантина и прекращения полётов. Но совершать поспешные действия он никому не советует: скорее всего, туроператоры со временем выработают схожую позицию по этому вопросу. А пока что до туристов нужно всячески доносить мысль, что возвращать деньги туроператоры не могут. Поэтому самый лучший вариант — переносить даты вылета, лучше на вторую половину лета или осень. А тем, кто бронировал на лето, лучше не делать вообще ничего и выжидать, потому что ситуация меняется буквально каждый день. Подобная тенденция уже вырисовывается: Вадим Бугайцов рассказал, что по его компании основное количество переносов приходится на август и сентябрь (причём исключительно с дат, которые попали в период карантина, то есть с 17 марта по 24 апреля). Александр Довгопол и Анжелика Малахай также подтвердили, что перебронировки приходятся на вторую половину лета вплоть до сентября.
Юрист Виталий Паляничко поделился своим видением грамотно оформленного алгоритма приостановки деятельности агентства — это, по его мнению, поможет рассчитывать на преференции по аренде. Поскольку форс-мажор и отмена авиасообщение делает невозможными выполнение обязательств по продаже туров и соответственно не позволяет турагентству осуществлять свою деятельность. Юрист рекомендует издать приказ о приостановке деятельности, уведомить об этом туроператоров и туристов. Важно также получить соответствующий сертификат от Торгово-промышленной палаты, тем более что этот порядок как раз недавно упростили, и сложностей быть не должно. Обо всём об этом следует уведомить арендодателя, приложив все подтверждающие документы. Это должно быть основанием для отсрочки платежа за аренду. Хотя, как водится, вариант де-юре не всегда совпадает с вариантом де-факто, о чём упомянули другие спикеры. Александр Довгопол, например, напомнил, что хозяин помещения всегда найдёт способ вынудить съемщиков съехать, например, отключив свет. Поэтому логичнее для начала постараться договориться по-хорошему, благо, арендодатели всегда заинтересованы в адекватных клиентах. А Олег Кулик добавил: "Если же не удалось сейчас, пробуйте позже. И помните, что потеря помещения — не финал. После кризиса восстановятся далеко не все бизнесы, и цены по аренде недвижимости будут другими", — успокоил он. Спикеры обратили внимание и на другой немаловажный аспект такого алгоритма: письмо от турагентства о прекращении его деятельности, пусть и временном, вполне может спровоцировать панику среди туристов с совершенно непредсказуемыми последствиями.
Во время эфира внимание было уделено и позитивным новостям. Отдельно упомянули компанию TEZ TOUR, которая предлагает замораживать поступившие от туристов деньги в валюте на отдельном депозите с правом их дальнейшего использования при нормализации ситуации (к слову, во время эфира модератору пришло сообщение от "Музенидис Тревел", тоже внедривших аналогичную услугу). Обсудили перспективы внутреннего туризма, который может восстановиться даже быстрее, чем выездной. Поговорили о том, кто как оптимизирует затраты по своей компании. Разумеется, много внимания было уделено оптимистичным и негативным прогнозам дальнейшего развития ситуации. Победил оптимизм: Равиль Хамитов напомнил, что в кризис уходит всё лишнее, освобождается место для новых проектов, и стартовать надо резко и красиво, иначе на посткризисных руинах вас попросту не заметят. Очень важно, что тезис о том, что туроператоры и турагенты находятся в одной лодке, на которой надо доплыть до берега, а не раскачивать её, по ходу эфира в разных интерпретациях прозвучал несколько раз.
В ПОМОЩЬ ТУРАГЕНТУ: для всех турпрофи - профессиональный и качественный сервис поддержки профилей туркомпаний в соцсетях Мастерlike! оставляйте заявку и наша команда сделает вашу страничку красивой!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Кризисный круглый стол: туризм до и после
Большинство турагентств настроено работать и не утратило интереса к новостям
Как отреагировали ТО на запрос о фин.положении?
Владислав Фришко