Теракты в Париже могут серьезно ударить по индустрии туризма и продажам люксовых товаров, считают аналитики рынка. Расстрел редакции Charlie Hebdo в начале года уже способствовал сокращению турпотока в столицу Франции.
Сокращение турпотока
Теракты 13 ноября в Париже, унесшие жизни 129 человек, могут серьезно отразиться на французской туристической отрасли, ключевой для этой страны Евросоюза. "Туризму будет очень трудно в грядущие дни. Сектор пострадает", — цитирует Reuters главу консалтингового агентства MKG Group Жоржа Панайотиса. Франция — лидер по числу иностранных туристов в мире. По данным Всемирной туристской организации ООН, по итогам 2014 года страну посетили 83,7 млн человек, потратившие за время пребывания €150 млрд. На туризм приходится 7,5% национального ВВП. За первые полгода Париж посетили 7,5 млн туристов (данные городского Управления по туризму и конгрессам). В сентябре и октябре благодаря международным мероприятиям гостиничный бизнес, по данным Reuters, показал хорошие результаты.
Владельцы гостиниц рассчитывали, что хорошую заполняемость обеспечит и международная конференция по климату COP21, которая продлится 12 дней, с 30 ноября по 11 декабря. Организаторы рассчитывали, что конференция привлечет как минимум 50 тыс. человек, но сейчас ждут, что многие начнут отказываться от участия в мероприятии.
Особенно тяжело придется люксовым гостиницам. Для постояльцев таких отелей, как Bristol, Georges V или Plaza Athenee, "контекст безопасности и геополитики" очень важен, считает Панайотис.
Падение спроса подогревается сообщениями об аннулировании туроператорами поездок в Париж. Так поступил японский туроператор JTB, в Бельгии компании TO Jetair, Sunjets и Thomas Cook обратились к своим клиентам с вопросом, не желают ли они отменить поездки во французскую столицу. Оценок возможного падения туристического трафика во Францию участники индустрии пока не обнародовали. "Слишком рано говорить о получении достоверной информации", — заявила РБК представитель парижского Управления по туризму и конгрессам Вероник Потле Анти.
В январе, когда исламистами была расстреляна редакция журнала Charlie Hebdo, заполняемость отелей в Париже, по данным MKG Group, упала в первые дни после теракта на 3–5% и на 10% в последующую неделю. За первые шесть месяцев 2015 года в Париж приехало на 1,8% туристов меньше, чем за тот же период год назад, показывают данные Управления по туризму и конгрессам Парижа.
В пятницу, за несколько часов до терактов, французское правительство объявило самую хорошую экономическую новость последних месяцев: ВВП в третьем квартале вырос на 0,3% после нулевого показателя за предыдущий квартал. Это дало министру финансов Мишелю Сапену основание провозгласить: "Франция вышла из периода крайне слабого роста, который продолжался слишком долго". Министр пообещал, что по итогам всего года экономика вырастет "по крайней мере на 1,1%". Теперь этот прогноз может быть поставлен под сомнение. Как отмечает AFP со ссылкой на экономические исследования, после таких крупных терактов возможны два сценария — мобилизация потребителя и бизнеса или, напротив, национальная "депрессия".
Падение потребления
В выходные после терактов парижские улицы опустели. Режим чрезвычайного положения подразумевает, что власти могут по соображениям безопасности запрещать любые массовые мероприятия, в том числе и в сфере торговли. Пока к таким мерам не прибегали, но в Париже в эти выходные многие ярмарки выходного дня, в том числе рождественская ярмарка на Елисейских Полях, не открылись по инициативе самих организаторов. В субботу не работали не только учебные заведения, закрывшиеся по распоряжению правительства, но и музеи, некоторые банки, а также многие предприятия сферы развлечений, например парижский Disneyland. Сеть кинотеатров Gaumont Pathe также закрыла на субботу все свои залы.
Похожая ситуация в ретейле. Группа Kering, владеющая марками Gucci, Yves Saint Laurent, Boucheron, Balenciaga и Puma, на эти выходные закрыла свои бутики, ссылаясь на соображения безопасности. Также поступили сети Uniqlo и H&M. Как передает Le Monde, популярные универмаги Парижа Galeries Lafayette, Le Printemps, BHV Marais, открывшись в субботу утром, закрыли двери после нескольких часов работы, официально — по соображениям безопасности. Но магазины и без того были пусты: отсутствовали не только покупатели, но и многие работники — в Galeries Lafayette руководство предоставило им право самим решать, выходить на работу или оставаться дома.
Аналитики ожидают падения продаж люксовых товаров, популярных у богатых азиатских туристов. Как отмечает Reuters, в этом году бренды Louis Vuitton, Gucci и Chanel очень рассчитывали на покупателей из Азии, привлеченных разницей между ценами на их товары на местных рынках и в Париже в связи с падением курса евро. "Теракты вполне очевидно скажутся на наших делах", — коротко отозвался в разговоре с Reuters о грядущих проблемах представитель группы универмагов Galeries Lafayette.
Источник