Финансовое обеспечение ответственности туроператора предполагает, что в случае невозможности выполнения его обязательств перед туристами их берет на себя тот, кто ее предоставил. Это может быть финучреждение или страховая компания. Возмещение убытков выплачивается в случае возвращения в Украину туристов, пребывающих за рубежом и при возврате стоимости турпродукта в частичном или полном объёме. Договором страхования гражданской ответственности туроператора или его фингарантией могут быть предусмотрены и другие случаи невыполнения туроператором его обязательств перед потребителями. Механизм выплат фингарантии включается не позднее чем через 24 часа после обращения туроператора (например, о невозможности поселить туриста или обеспечить его возвращение на родину), или в случае обращения самого туриста — это может быть аналогичный сигнал или информация о невозможности связаться с представителями туроператора. Как следует из законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере туризма", именно такими нормами предлагается дополнить статью № 15 Закона Украины "О туризме".
Документ предусматривает также и увеличение размера фингарантии, а также содержит алгоритм её расчёта. Сумма финобеспечения должна быть не менее 5% от годового объёма продаж турпродукта (без учёта доходов от продаж авиабилетов, если эта опция не включена в стоимость тура). А также не может быть меньше 200 тыс. евро для туроператоров выездного туризма и 100 тыс. евро для туроператоров, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма. Полный текст документа размещён на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины.
Изучившие законопроект эксперты отмечают, что в любом случае такой вариант выглядит лучше, чем смехотворный размер финансовой гарантии туроператора в 20 тыс. евро, который к тому же ещё и невозможно получить. Но и к новым нормам тоже можно придраться. Директор Adria Hit Владимир Швец отмечает, что не вполне понятно, кто же в итоге будет возвращать с отдыха туристов, если у туроператора возникнут проблемы. "Полагаю, что авторам законопроекта следует лучше проработать эту норму. Возможно, механизм возврата туристов надо подробнее прописать в подзаконных актах. Потому что своевременные выплаты — это, конечно, прекрасно, но во внештатных ситуациях в первую очередь надо думать о том, как вернуть людей", — констатирует эксперт.
В туркомпаниях полагают, что страховая компания в теории выглядит предпочтительнее, потому что им приходится иметь дело с различными форс-мажорами в разных уголках мира, и механизм возврата людей на родину у них отработан. Но охотно ли они пойдут на более тесное сотрудничество с туроператорами, чья деятельность считается высокорисковой? "В очередь за страхованием турбизнеса от невозможности выполнить обязательства компании страховщики точно не выстроятся", — уверен член Нацкомфинуслуг Александр Залетов. По его словам, дело не только в больших рисках, но и в непрозрачности рынка. Ведь многие туроператоры не показывают свою статистику, в результате чего не представляется возможным оценить их надёжность и объёмы продаж. "С другой стороны, у СК действительно больше возможности организовать помощь и посодействовать возврату туристов в случае форс-мажора. Отдельные страховые компании предоставляют такую дополнительную опцию и даже отдельный вид страхования. Но обычно для них это не приоритетный вид деятельности", — рассказал собеседник.
Но если страховые начнут брать на себя подобные риски, то теоретически это может поспособствовать детенизации туррынка. Туроператорам придётся привести в порядок свою отчетность, стать более "прозрачными", в противном случае с ними не захотят иметь дело. "Важно только, чтобы размеры страховки были сопоставимы с возможностями самих страховщиков, иначе финансовые проблемы туроператора вполне могут "похоронить" и страховую", — не исключает Александр Залетов.
Ещё один собеседник отмечает, что идеальным вариантом было бы дополнить законопроект ещё одной нормой — в случае непредвиденных ситуаций обязать других туроператоров заменить своего проблемного коллегу. Свой резон в этом есть: туроператору гораздо легче организовать вывоз туристов с курортов и отправку их на отдых. "А уже потом пусть разбираются с компенсациями. Вот только не уверен, насколько реально ли такое сделать в нашей стране. Хотя, как показывает опыт других стран, такой механизм есть и он работает", — заключает комментатор.
ВНИМАНИЕ: на 3 дня возьмем страницу вашего агентства в соцсетях на бесплатный тест-драйв услуги от проекта Мастерlike, оставляйте заявку и наша команда сделает вашу страничку красивой!
Мы в Telegram!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Кто и как заплатит за задержку рейсов JoinUp!
"Идриска-тур": быть или не быть компенсациям?
Тунис "горит" сильнее остальных
Владислав Фришко