Около 60 % из более 200 турагентств, принявших участие в опросе в профильной группе, не берут с туристов плату за подбор тура. Примерно 25 % лишь иногда применяют платные консультации, и только оставшаяся часть делает это регулярно. Такой срез мнений розницы, пожалуй, вполне можно было бы назвать соответствующим реалиям турбизнеса, если бы не данные другого опроса, который проводился в той же группе несколькими месяцами ранее на похожую тему: "Должны ли вообще оплачиваться консультации турагентства?" В ответах на этот вопрос представители турфирм были более активны и принципиальны: в пользу платных консультаций высказались почти все из 508 проголосовавших представителей розничных компаний, и лишь шесть человек выбрали вариант "Нет, консультации должны быть бесплатными".
Почему же произошло такое расхождение между словом и делом? По мнению представителей турагентств, из-за того, что в вопросе платных консультаций невозможно найти единственный оптимальный вариант и не стоит рубить сплеча. И одно дело – поразмышлять об этом в теории и совсем иное – воплотить на практике. Президент Украинской ассоциации туристических агентств Антон Рудич полагает, что на сегодняшний день такой необходимости нет, потому что в противном случае можно потерять часть клиентуры. Директор Pan Terra Валентина Искра убеждена в том, что чётких правил продаж для всех агентств нет и быть не может, поэтому и идея платных консультаций тоже массово не приживётся. "У моего агентства, как и у многих других, есть свои постоянные клиенты, которые всегда покупают туры у меня. Поэтому я никогда не потребую от них платы за консультацию", – говорит собеседница. Есть и другой нюанс: порой туристы, созревшие для подбора тура, приходят уже подготовленными не хуже менеджера (проведя самостоятельный мониторинг рынка или проконсультировавшись в другом турагентстве). В этом случае платный подбор также неприменим. "До тех пор, пока такой момент не будет прописан во всех агентских договорах или в законодательстве, каждый будет применять данный инструмент на собственный выбор", – отмечает Валентина Искра.
Хотя, по мнению других участников дискуссии, в отдельных случаях взимать плату за подбор с туриста вполне уместно. Хотя бы для того, чтобы понять серьёзность намерений клиента – настроен ли он покупать тур или просто ищёт, где можно рассчитывать на скидку. Такой точки зрения придерживается, например, директор агентства You&Me Юлия Дворникова.
Не стоит забывать также о том, что часть туроператорских компаний прописала в своих агентских договорах обязанность турагента взимать плату за консультационные услуги. В этом случае перед агентством вообще не должен стоять вопрос целесообразности взимания платы – он это должен делать согласно условиям подписанного договора.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
Распечатка посадочного талона МАУ подорожает
Таиланд штрафует туристов за алкоголь из duty-free
В Индии туристов сажают за просроченные визы