Туроператоры, ранее практиковавшие промо-прайсы, один за другим отказываются от их использования. В частности, об отмене такой системы ценообразования уведомил своих партнёров Coral Travel. В турагентствах также отмечают, что промо-прайсов не осталось и у «АЛЬФ ТО»: это видно по системе онлайн-бронирования туроператора. «Теперь промо-прайсы массово не применяет ни один крупный туроператор. Разве что иногда, на отдельные даты, это не критично. А вот когда промо-прайсов много, это убивает цивилизованный рынок: турагентства лишаются значительной части своего заработка, потому что не могут получать адекватное комиссионное вознаграждение. При таком раскладе они не могут повышать свой профессионализм и поддерживать свою деятельность на нормальном уровне. В неравных условиях оказываются и туроператоры, поскольку тот, кто активно использует промо-прайсы, автоматически оказывается в первых строчках поисковых запросов во всех агрегаторах поиска и бронирования туров», — поясняет директор «Аполло-Тур» Андрей Демура. По его мнению, отход от активного использования промо-прайсов — очень важный шаг на пути к здоровой конкуренции в турбизнесе, но очень важно, чтобы такая практика закрепилась и осталась. Возможно, на законодательном уровне или в виде внутренних соглашений между участниками туррынка.
Об опасности промо-прайсов и важности консолидированного выступления против них много говорилось и во время сегодняшнего онлайн-эфира, в котором выступили представители крупнейших агентских сетей. Отдельно прозвучала мысль о том, что большинство турагентств осознало опасность промо-прайсов. Были озвучены результаты опроса, согласно которому 86% турагентств выступает против них, в то время как еще два года назад количество сторонников и противников промо-прайсов было примерно равным. По данным основателя и руководителя «Сети Агентств Горящих Путевок» Равиля Хамитова, с тех пор с рынка ушло около 30% розничных компаний. Не в последнюю очередь «благодаря» продаже таких туров (хотя свою роль сыграли также пандемия и последовавшие за ней локдауны). «Среднее комиссионное вознаграждение составляет около 12%, из них на расходную часть турагенства приходится до 9.4%. Те, кто увлекается промо-прайсами, должны понимать, что продавая туры с комиссией 6.7%, вы каждый раз достаете деньги из собственного кармана», — подчеркнул Равиль Хамитов. По подсчетам одного из основателей сети агентств XOtravel Сергея Куделько, в год агентство может потерять до 40% своего возможного годового дохода. Схожие цифры назвал и директор Deluxe Voyage Максим Дереза: согласно внутренней статистике его компании, себестоимость его бизнеса составляет 7.8% при доходе 10.2%. Так что при продаже туров с комиссией 7% его компания просто-напросто не выжила бы. «А ведь агентства тоже создают свой продукт и свои ценности — например, сервисную оболочку продукта туроператоров. А наладить сервис тоже стоит денег. Я рад, что турагенты объединись вокруг права на свободную работу», — заключил он. Мысль коллеги поддержал и развил директор по развитию бизнеса сети агентств Tours&Tickets Павел Ганзевич, напомнивший, что за последние два года ценность труда турагентства очень выросла. Ведь именно на плечи розницы легли дополнительные хлопоты по сбору данных и информированию туристов на предмет правил въезда в ту или иную страну, карантинных ограничений, требований к тестам и т.д.
Промо-прайсы в целом вредят не только отдельно взятому турагентству, но и целому рынку в масштабе страны. На примере Казахстана это проиллюстрировал гендиректор «Поехали с нами» Олег Кулик. По его словам, первые промо-прайсы на казахском рынке появились в 2019 году, и вскоре их стали использовать все туроператоры. Результат не замедлил сказаться: туроператоры стали меньше зарабатывать, доход турагентств тоже снизился почти на треть. А проблема демпинга и скидок, для борьбы с которыми якобы и понадобились промо-цены, так и не решилась. «В период локдауна в Казахстане закрылось около 50% турагентств. Рынок там не смог консолидировано выступить против промо-прайсов. Но я могу сказать, что на сайте «Поехали с нами» их никогда не было и не будет. Сейчас мы ведём переговоры с туроператорами, которые еще применяют промо-прайсы. Радует, что их немного, и их доля рынка небольшая», — отметил Олег Кулик.
Печально сложилось игнорирование промо-прайсов и на российском рынке. Как рассказала глава ITOUR Ukraine Ольга Петрова, там агентства тоже не смогли объединиться и поддержать друг друга. В результате заработок турагентств составляет примерно 6% от стоимости каждого проданного тура. Это привело к тому, что часть агентств закрылась, другие выживают, переориентируясь на другие виды деятельности или создавая свой турпродукт.
Единственное, на чем стоило бы остановиться конкретнее и обсудить если не во время эфира, то в ближайшее время, так это вопрос дальнейшей регуляции промо-прайсов. Будет ли достаточно решительной позиция со стороны крупнейших агентских сетей, чтобы туроператоры забыли о такой практике, или необходимо как-то закреплять эти моменты на законодательном уровне? Пока вопрос остаётся открытым. Но очевидно, что турбизнес настроен решительно. Уже под занавес онлайн-эфира, например, турагенты обратили внимание на то, что опция поиска промо-туров исчезла из настроек системы IT-Tour.
Весь эфир и выступления всех спикеров можно посмотреть здесь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
У Кении есть все шансы стать фаворитом зимы с Travel Bridge
Польша разрешила въезд туристам из Украины. Но есть нюансы
Туротрасль опять передают!
Готелі, які вибирають туристи всього світу
Трендовий маркетинговий інструмент для тревел ринку України
Владислав Фришко