Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере туризма" предусматривает увеличение фингарантий не только для туроператоров, но и для турагентов. Минимальный размер финобеспечения для розницы предлагается поднять до 20 тыс. евро. Он также может быть не менее 5% от годового объёма продаж туристических продуктов (агентского вознаграждения) турагента за предыдущий год. Механизм компенсаций прописан так же, как и для туроператоров: в случае невыполнения турагентов своих обязательств перед туристом выплаты берёт на себя финучреждение-гарант.
Эксперты отмечают, что определённая логика в этом есть, потому что предлагаемые изменения явно лучше актуальных на сегодня норм, согласно которым фингарантия может задействоваться лишь в случае банкротства турфирмы. Но сами формулировки далеки от идеала. Директор консалтинговой компании "Блакитна Хвиля" Нина Козенко отмечает, что годовой объём продаж турпродукта и агентское вознаграждение — разные понятия, и ставить между ними знак равенства неправильно. "К тому же у многих туроператоров агентская комиссия фактически составляет 1, 6 или 10 гривен. Поэтому, если такая норма будет утверждена законодательно, скорее всего, никто не станет вникать в такие нюансы. Турагентства попросту обяжут иметь минимальную гарантию в 20 тыс. евро", — предполагает она. А это, в свою очередь, увеличит расходы розницы. Неизвестно и то, охотно ли пойдут на новые условия сотрудничества банки и страховые: одно дело сейчас, когда все на рынке знают, что выплат по фингарантиям нет, и совсем другое, когда сумма увеличивается вместе с вероятностью получить по ним компенсации.
Хотя к самому механизму выплат по фингарантиям тоже есть вопросы. Директор турфирмы Discovery Ольга Сарахман напоминает: на рынке нередки случаи, когда туристам продают тур, не подписав с ними договор, делают оплаты от их имени, не проводя деньги через расчетный счет. "Бывает, что в итоге у туриста на руках нет никаких документов, кроме чека, подтверждающего оплату за тур. Защитит ли его наличие фингарантии у турагента, который не передал эти деньги туроператору и пропал? Не думаю", — размышляет собеседница. По ее мнению, начинать следовало бы с ужесточения ответственности турагентств. А с этим тоже всё непросто. "На рынке огромное количество турагентов, многие — работают без офиса, занимаются субагентской деятельностью, бронируют через глобальные системы онлайн-бронирования, используя пароли друг друга. Кто и как может проконтролировать наличие у них фингарантии? Возможно, следует вернуть лицензирование, тогда будет хоть какой-то контроль и порог входа на рынок", — рассуждает директор "Глобус-Украина" Ирина Найчук.
Другой вариант — переложить ответственность за финансовую дисциплину агентов на туроператоров. "У них для этого есть все ресурсы: и история оплат, и черный список. И они могут отслеживать, когда подходит к концу действие фингарантии — один туроператор, помню, присылал мне письма-напоминания о необходимости её продлить ещё за полгода до ее истечения", — припоминает Ольга Сарахман. К слову, именно такая норма есть в новой редакции лицензионных условий осуществления туроператорской деятельности. "Одно из требований там звучит так — туроператор на своём сайте обязан опубликовать данные о своих турагентах-партнёрах, в том числе и реквизиты лица и кредитного учреждения, предоставившего фингарантию", — напомнила Нина Козенко.
Собеседники также напоминают, что все предполагаемые новшества ещё могут остаться только на бумаге. В любом случае, данный законопроект ещё будет проходить процедуру согласования в профильных комитетах, и только после этого его уже могут выносить на голосование. Полностью ознакомиться с документом можно здесь.
ВНИМАНИЕ: на 3 дня возьмем страницу вашего агентства в соцсетях на бесплатный тест-драйв услуги от проекта Мастерlike, оставляйте заявку и наша команда сделает вашу страничку красивой!
Мы в Telegram!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Разработан механизм применения фингарантий
Кто и как заплатит за задержку рейсов JoinUp!
"Идриска-тур": быть или не быть компенсациям?
Владислав Фришко