"Забронировали для туристов тур с вылетом 7 июля, а 4 июля нам сообщили о том, что бронировка отеля и трансфер аннулированы, проставили в заявке переплату, я отправила письмо на возврат средств. Сегодня телефоны отключены, на почту не отвечают, в российских СМИ информация о проверке главного офиса прокуратурой. Что нам делать дальше?" — такое письмо пришло от представителя одного из ТА Ивано-Франковска.
"Думаю, что агентам остается только сушить весла, — констатирует глава IT-Tour Юрий Авдеев. — Надо расслабиться и забыть об этом. Украинская "Натали Турс" дотировалась за счет российской: им что присылали, то они и выдавали. Но российский туроператор уже все, так что пусть лучше агенты подсчитают, сколько заработали за предыдущие 7-8 лет, и порадуются, что потеряли меньше".
Эксперт напоминает, что произошедшее может случиться с каждым. Пришел очередной игрок — ушел очередной игрок. "Турист может подать в суд (но не агент, ведь договор у туроператора с туристом), выиграть его через год, отдать решение в исполнительную службу, там откроют исполнительное производство, а года через три закроют "в связи с отсутствием средств у ответчика", — прогнозирует Юрий Авдеев. По его мнению, в Украине от прекращения деятельности туроператора пострадали около двух сотен туристов. По сравнению с РФ, где эта цифра перевалила за пять тысяч, украинцы, можно сказать, отделались легким испугом. Но тем, кто все-таки попал на деньги, придется с этим смириться. Телефоны компании не отвечают, на сайте они больше не указаны вообще, основную массу сотрудников украинской "Натали" рассчитали на прошлой неделе.
Юристы подтверждают: агент в данной ситуации мало что может изменить. "Менеджер уже написала письмо о возврате средств. И лучше ей не делать больше никаких самостоятельных движений, потому что система у нас дурацкая. Знаю случай, когда турагенты подали в суд, выиграли у туроператора дело, ничего при этом, естественно, не получив. А потом в суд на туроператора подали туристы, и решение было весьма своеобразным: раз турагенты уже выиграли у туроператора, то пусть они и возвращают деньги туристу. Поэтому я не советовал бы турагенту ввязываться в бой за клиентов. Достаточно показать и рассказать им, что случилось, объяснить, что выполнили все свои обязательства — пусть предъявляют гражданский иск туроператору сами", — рекомендует замдиректора Pegas Touristik по правовым вопросам Николай Слюсаревский.
Юрий Авдеев добавляет, что в качестве бенефициаров туркомпаний с российскими корнями часто указывают белорусов: "Потому что их не достанешь, когда придут открывать уголовные дела. Где белорус? В Беларуси...". Любопытно, но основателем, а также конечным бенефициарным собственником (контролером) ООО "НАТАЛІ ТУРС", которая зарегистрирована по адресу 01133, город Киев, улица Кутузова, дом 18/7, офис 105, и не находится в процессе ликвидации, действительно значится Дмитрий Борисович Толстик из Беларуси (Минская область, Борисовский район, ст. Новосады, ул. Школьная, д. 8, кв.8). Его размер взноса в учредительный фонд компании — 79 тысяч 930 гривен. И 1 декабря 2017 года руководителем компании была назначена Олеся Владимировна Илларионова. Вероятно, в компании уже тогда понимали, к чему все идет.
А вот конечным бенефициарным собственником (контролером) ООО "НАТАЛІ ТУРС УКРАЇНА", зарегистрированного по адресу 02660, г. Киев, ул. Марины Расковой, д. 19, оф. 1311 и тоже не ликвидируемого, значится Владимир Борисович Воробьев (Москва, ул. Веневская, д. 19, кв. 73). Размер взноса в учредительный фонд компании — 80 тысяч гривен. Эта компания существует с 2011 года и с марта 2016-го ее руководителем числится Игорь Иванович Кравченко. Однако, судя по всему, договоры заключались с ООО "НАТАЛІ ТУРС".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
"Натали Турс" не гарантирует поселение туристов до 30 сентября
Ждать ли обострения конкуренции зимой по экзотике?
Когда прекратятся задержки рейсов?