Продавать в экскурсионном сегменте в этом году было особенно сложно: страны открывались для туристов не одновременно, унифицированных правил въезда не было. Тем не менее, по отзывам туроператоров, сезон в целом состоялся, хотя и не идёт ни в какое сравнение с «доковидными» годами.
По наблюдениям директора «Артекс-94» Олега Пикерского, в мае 2021 года туры в основном организовывались в страны, не требовавшие сертификата вакцинации — Албанию, Черногорию, Узбекистан, Грузию, Армению. Примерно до сентября хорошо продавалась Восточная Европа, преимущественно Балканы. Западная Европа начала «оживать» в августе, а массовый спрос возник в октябре. Второй сложностью стали туры, которые уже были оплачены, но не состоялись в связи с закрытием границ. «Мы старались отправить туристов именно туда, куда они хотели, но многие соглашались и на альтернативы. Помогало и то, что за прошлый год люди соскучились по путешествиям. Помню, как вместо Франции отправляли туристов в Албанию или в Стамбул», — рассказал Олег Пикерский. Третьей особенностью, проявившейся в завершающемся сезоне, стали сложности с формированием больших автобусных групп: в основном на один маршрут удавалось собрать только 20-25 человек. Это было обусловлено сложностью набора вакцинированных туристов для одной поездки, а также тем, что часть туристов предпочитала экскурсионные туры с авиаперелётом, особенно в такие страны, как Испания или Франция.
Маркетолог компании «Сакумс» Тарас Кузив тоже констатирует определённый спад продаж экскурсионных туров. В основном за счёт стран, которые не граничат с Украиной, а вот сегмент «ближнего зарубежья» почти не пострадал. «Если говорить об автобусных турах, то у нас наибольший спрос был по Венгрии, Хорватии, Турции (Стамбул) и Румынии. Но все усложняли меняющиеся правила въезда. Например, Румыния сначала разрешила находиться на своей территории до трёх дней всем, у кого отрицательный ПЦР-тест. Позже туристам с ПЦР-тестами разрешили находиться на территории Румынии только в виде транзита до 24 часов. А туры уже были сформированы без учета изменений в правилах въезда. Приходилось идти на всевозможные ухищрения: вывозить туристов на экскурсии в соседние страны, потом возвращать обратно. И ситуации, когда надо быстро реагировать и что-то придумывать на лету, случались не раз», — рассказал Тарас Кузив. Переориентацию некоторых туристов с автобусных поездок на авиатуры наш собеседник тоже заметил. Это, по его мнению, вызвано тем, что цена авиатуров зачастую практически сопоставима с автобусными, поскольку туристам при въезде наземным транспортом в ту или иную страну приходится несколько раз сдавать тест (если нет сертификата вакцинации). К тому же добираться до Парижа, Мадрида или Рима на самолете для многих удобнее и для всех без исключения быстрее.
Туроператоры также рассчитывают на то, что сезонность и овербукинги на других рынках смогут переориентировать спрос на европейские страны, которые пока не торопятся убирать нашу страну из «зелёного» списка. «Сезон в Турции заканчивается, в Египте «стопы», вакцинация нашего населения набирает обороты. Думаю, что все эти факторы поспособствуют росту спроса по европейским странам, тем более что не за горами новогодние праздники», — прогнозирует Олег Пикерский.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Цепочку рейсов на Кабо-Верде продлят
Qatar Airways полетят в Одессу
Спрос на Египет пытаются стимулировать фейковыми ценами
Шри-Ланка возобновила выдачу виз по прилету
Мадейру раскупили на Новый год
Starway`21: Coral Travel вручив нагороди
Владислав Фришко