Законопроект № 4162, предусматривающий ряд в Закон Украины «О туризме» и принятый 29 апреля в первом чтении, уже активно критикуется турсообществом и общественными организациями. Основная претензия сводится к тому, как предлагается рассчитывать размер фингарантии для туроператоров: из расчёта 10% от общей стоимости услуг туристического обслуживания, предоставленных туроператором за предыдущий финансовый год. По мнению президента НТО Ивана Липтуги, такое финобеспечение для туроператоров необоснованно велико, особенно в условиях пандемии. И если данная норма не будет пересмотрена, она поспособствует большей тенизации рынка, а со стороны недобросовестных компаний — искусственному занижению реальных объёмов продаж. Об этом он рассказал в интервью comments.ua.
Пункт о размере фингарантии не нравится и Украинской Ассоциации туристических агентств. Дело в том, что основным инструментом для обеспечения такой суммы является страхование своей ответственности, что обойдётся туроператору в сумму от 2 до 5 тыс. гривен за страхование каждого миллиона своего оборота. К тому же вносить оплаты надо каждый год, даже если никаких выплат по страховке не осуществлялось. Кроме того, в случае прекращения деятельности крупного туроператора остаётся вероятность банкротства страховщика вслед за туроператором. «Исходя из вышесказанного, считаем более целесообразным механизм накопления взносов туроператоров, осуществленных по фиксированному тарифу за каждого туриста в государственный фонд», — отмечается на сайте УАТА.
Сами туроператоры согласны с тем, что предложенный вариант — по сути путь в никуда. По мнению руководителя одного из крупных игроков рынка, выгоден он будет разве что страховым компаниям, которые наверняка уже потирают руки в ожидании дополнительных прибылей. А туроператорам, вполне возможно, придётся повышать цены, чтобы как-то компенсировать свои потери. «Есть и другие вопросы: я не вижу в законопроекте механизма реализации гарантий в случае банкротства страховой вслед за туроператором. И действия компании-гаранта в случае, если туроператор не может выполнить свои обязательства, прописаны поверхностно», — констатирует собеседник.
«Мы предлагаем другой принцип: для туроператоров, ставящих свои чартерные рейсы, сделать фингарантию в размере 5% от оборота, для всех прочих — 1%. Или разделить другим образом: тем, у кого оборот свыше 50 млн гривен в год, установить сумму фингарантии в 2.5% от оборота, тем, у кого меньше — 1%», — рассказал заместитель председателя Комитета по туризму ТПП Украины Владимир Царук. Что дже касается компаний, чья деятельность направлена исключительно на прием иностранных туристов и на продажу туров по Украине, то для них фингарантия не нужна. Ко второму чтению, по его словам, эти и прочие упущенные в законопроекте моменты снова будут представлены на рассмотрение профильных комитетов и народных депутатов. Сделать это сразу, исходя из процедуры внесения правок в законопроекты, было нельзя, потому что в противном случае пришлось бы либо отзывать уже поданный законопроект, либо в спешном порядке создавать новый проект изменений.
Замгендиректора TEZ TOUR Ukraine Александр Новиковский добавляет: создаётся впечатление, что законопроект № 4162 должным образом не анализировался с точки зрения соответствия рыночным реалиям и европейским нормам. «Его по сути слепили из всех наработок собранных за последнее десятилетие, внесли на повестку дня и приняли. Не совсем корректно по отношению к отрасли. Ведь ситуация на рынке сейчас меняется очень быстро, и при реформировании туристического законодательства нужно смотреть даже не на текущую ситуацию, а хотя бы в завтрашний день», — говорит Александр Новиковский. И резюмирует: даже если проект изменений и будет утверждён в нынешнем виде, то в течение года его с большой вероятностью пересмотрят, поскольку недовольство со стороны турбизнеса будет в любом случае. По его мнению, правильнее было бы создать экспертную группу, в составе аналитиков, финансистов, и профильных экспертов, которые в течение года сформировали бы новый современный отвечающий современной обстановке и трендам закон. «И вообще следует каждые пять лет вносить изменения и пересматривать нормы в соответствии с потребностями рынка», — говорит собеседник.
Следует отметить, что дискуссия о размере фингарантии длится уже долгие годы, и предлагаемые законопроектом варианты уже не раз получали солидную порцию критики. При этом вопрос, как фингарантия будет действовать и реально ли поможет туристам в случае прекращения деятельности туроператора, почему-то всегда отходит на второй план. Cреди прочих изменений, которые не нравятся турбизнесу и общественности: отсутствие фингарантии для турагентств, что по сути снижает их и без того невысокую ответственность перед туроператором и туристами, хотя и освобождает от необходимости платить за её оформление. Механизмы регулирования туротрасли со стороны государства нуждаются в доработке, а возможность саморегулирования данной сферы и вовсе отсутствует. Об этом тоже упоминает Иван Липтуга. Причём, по его мнению, вряд ли возможные поправки в законопроект перед вторым чтением радикально изменят его содержание.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Власти Турции пообещали отменить тесты для украинских туристов
В Турции уточнили, затронет ли локдаун туристов
Египет подорожает, известна дата
Россияне не полетят в Турцию. Какие последствия для нас?